Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия 476 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 of females in India every year. Ladies’Associations were formed in Bombay, Poona and Ahmednagar to support these Mission schools. During the financial crisis in America in 1837, local Ladies’Associations helped to maintain the girls’ schools. Progressive people of the Maharashtra society readily accepted the idea of girls’ schools and continued the reforms initiated by the British. In the initial stages their efforts were concentrated in Bombay. In 1849, on the basis of the Student literary and scientific society of Dadabhai Naoroji three schools for Parsi girls and three Maratha schools were established. The Parsis were the first to realize the importance of education for girls and to contribute liberally towards the maintenance of their girls’ schools. The contribution from the Hindus was small and their donations were to the schools for high caste girls only; the schools for lower caste girls did not receive such support. The educational achievements of the first girls’ schools were not outstanding, but the social importance of such institutions cannot be underestimated . Keywords: girl’s education; education in India; missionary schools in India; Pars; Indo-British community; East India Company; Bombay presidency. Смирнова Е. В. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия) Развитие образования девочек в Бомбейском президентстве в эпоху правления Ост-Индской компании Аннотация: В Бомбейском президентстве первые школы для девочек открывались главным образом усилиями миссионерских обществ Соединен- ного Королевства и Соединенных Штатов Америки. Из докладов и отчетов миссионерских обществ можно проследить финансирование, национальный состав школ, методы преподавания, а также реакцию на данные реформы тра- диционного индийского общества. В начале XIX в. в Бомбее было сосредоточено много детей с европейскими корнями. Большинство детей жили в нищете и не могли получить образование. В целях снижения социальной напряженности Ост-Индская компания приняла решение о создании для таких детей школ-интернатов. В Бомбейском президент- стве первой организацией, позволившей девочкам учиться, было Бомбейское образовательное общество. Оно было открыто в 1815 г. усилиями архидиакона Барнса, первого архидиакона Бомбея. Первоначально целью этого учреждения было обучение европейских детей (как мальчиков, так и девочек) принципам христианства и привитие им знаний и образа жизни, которые помогли бы им стать полноправными членами европейского общества. Значительный вклад в развитие женского образования в Махараштре внесли протестантские миссионеры. Образовательную деятельность вМахараштре осу- ществляли: Американский совет, уполномоченный по делам зарубежных миссий, Церковное миссионерское общество Лондона, Шотландская миссия Эдинбурга. Американская коллегия уполномоченных по иностранным делам начала свою деятельность в Бомбее в 1815 г. Американские миссионеры содействовали обра- зованию девочек в Бомбее, Ахмеднагаре, Махабалешваре, Сатаре и Колхапуре.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=