Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 477 Число учениц в школах американских миссий достигало нескольких сот чело- век. Однако, когда доходы правления значительно сократились в результате финансового кризиса в США, американские миссионеры были вынуждены закрыть ряд школ. Шотландское миссионерское общество Эдинбурга приступило к работе в 1823 г., начав с организации школ для девочек на Конкане. Позже они перенесли свою деятельность в районы Пуны и Индапура. После раскола Шотландской церкви в 1847 г. многие школы перешли под контроль миссии Свободной церкви Шотландии. Все эти миссионерские школы получали финансовую поддержку как от правительственных чиновников и индийской аристократии, так и от простых жителей Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Женские ассоциа- ции, созданные в различных городах Америки, поддерживали эти школы. Шот- ландские женщины в Эдинбурге организовали «Движение шотландских леди за женское образование в Индии». Церковное миссионерское общество ежегодно собирало специальный фонд на нужды образования женщин в Индии. Женские ассоциации, поддерживающие миссионерские школы, были созданы в Бомбее, Пуне и Ахмеднагаре. Во время финансового кризиса в Америке в 1837 г. они помогали содержать школы для девочек. Прогрессивные слои индийского населения восприняли открытие школ для девочек с воодушевлением и продолжили начатые британцами реформы. Первые школы, организованные индийцами, были открыты в Бомбее. В 1849 г. на базе студенческого литературно-научного общества Дадабхая Наороджи были созданы 3 школы для девочек парсов и 3 маратхские школы. Парсы первыми осознали важность образования для девочек и внесли щедрый вклад в развитие женского образования. Небольшие средства, выделяемые индусами, предназна- чались школам для девочек из высших каст; школы для девочек из низших каст не получали финансовой поддержки. Образовательные достижения первых женских школ нельзя назвать выда- ющимися, но социальное значение таких учреждений нельзя недооценивать. Ключевые слова: женское образование; образование в Индии; миссионер- ские школы в Индии; парсы; индо-британская община; Ост-Индская компания; Бомбейское президентство. С началом британского правления Индия вступила в эпоху перемен. В первой половине XIX в. среди целого ряда социальных проектов, прово- димых англичанами, важная роль отводилась реформе индийской системы образования, которое должно было стать доступным не только для мальчиков, но и для девочек. Прогрессивные слои индийского населения восприняли открытие школ для девочек с воодушевлением и продолжили начатые бри- танцами реформы. Цель данного исследования на основе отчетов благотворительных учреж- дений очертить вклад европейских и американских миссий, а также индийских

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=