Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 505 Цветкова С. О. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург, РФ) Фольклорная формула в религиозной лирике Миры Баи (1499‒1547) Аннотация: Стиль лирических песнопенийМирыБаи (1499‒1547), прослав- ленной поэтессы и последовательницы культа кришнаитского бхакти в Северной Индии, можно определить как «формульный» — ее поэзия тесно смыкается с устной народной песенно-поэтической культурой и почти неотделима от нее. Исполнение песнопения, прославляющего благодатные деяния воплощенного бога Кришны и отражающего чувства, переполняющие бхакта, осознавалось в культовой практике кришнаизма как религиозный акт служения — как жертвоприношение чувств возлюбленному богу. Фольклорная формула как своеобразное средство кодирования в традиционных образах и мотивах неизъ- яснимых душевных состояний бхакта сделалась основным выразительным средством, обеспечивающим правильное совершение эмоциональной жертвы. В лирической исповеди Миры Баи фольклорные формулы, по всей видимости, выполняют ту же функцию. Вместе с тем обращает на себя внимание еще одна функциональная роль формул в лирике поэтессы— стилистическая. Особую экспрессивность и дина- мизм ее стихам придают не столько сами по себе традиционные формулы, выра- зительность которых со временем оказывалась «потускневшей», сколько различ- ные стилистические и композиционные приемы, которые поэтесса выстраивает из формул и фразеологизмов как из «семантических блоков», создающих образ эмоции. Данная статья посвящена анализу стилистической «техники»Миры Баи, выявлению используемых ею приемов — повтора, параллелизмов, инверсии, хиазма, градации — и условий их наиболее эффективного функционирования. Наряду с этим выделены своеобразные «смешанные» стилистические приемы, характерные для стихов поэтессы. Эта особая стилистика произведений Миры, на наш взгляд, может послужить одним из ключевых критериев установления подлинности авторства произведений, относимых традицией к творчеству поэтессы. Ключевые слова: кришнаитское бхакти; индийская средневековая поэзия; средневековая поэзия кришнаитского бхакти; лирика Миры Баи; эмоциональ- ное жертвоприношение в поэзии бхакти; стилистика бхаджанов Миры Баи; фольклорные формулы. Средневековое религиозное движение кришнаитского бхакти оформи- лось в Северной Индии примерно к XV в. и, в силу своего происхождения и особенностей развития, завоевало себе популярность прежде всего в среде простого сельского населения. Учение бхактов -кришнаитов сочетало в себе два базовых постулата: представление о единой Верховной сущности, во всей полноте воплотившейся на земле в чарующем облике пастуха и правителя Кришны, и идею бхакти — самоотреченной любви и преданного служения

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=