Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия 542 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 ресны свидетельства о личных взаимоотношениях между учеником и учите- лями — частная переписка, упоминания о подарках, обмене стихотворными посвящениями. Письма от некоторых учителей В. М. Алексеев продолжал получать через много лет после окончания стажировки. Особого внимания заслуживает рукописное наследие китайских учителей: сделанные по его указанию комментарии к китайским народным картинам, в основном — толкования сюжетов. Эти материалы, более 2 тысяч листов, хранятся в трех разных местах: в Государственном Эрмитаже, Государственном музее истории религии и в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН. Руко- писи из архива РАН (Фонд 820. Оп. 1. Д. 479-а) в виде 12 тетрадок известны менее всего, в связи с чем необходимо разработать концепцию их научного описания. Эти тексты относятся к китайским народным картинам, хранящимся в Государственном Эрмитаже. Завершается статья анализом свидетельств о том, как В. М. Алексеев стре- мился привлекать китайских учителей для преподавания в высших учебных заведениях Петрограда–Ленинграда. Ключевые слова: Академик Василий Михайлович Алексеев (1881–1951); китайские учителя сяньшэны ; Государственный Эрмитаж; Государственный музей истории религии; Санкт-Петербургский филиал Архива РАН; Институт восточных рукописей РАН; Синологическая картотека В. М. Алексеева; китай- ская народная картина. Будущий академик и глава школы отечественной синологии Василий Михайлович Алексеев (1881–1951) после окончания Петербургского универси- тета в 1902 г. был отправлен на стажировку в Европу, затем 3 года (1906–1909) обучался в Китае. Современному человеку сложно осознать, что выпускник послан просто в Европу и в Китай, без прикрепления к какому-то учреждению и без утвержденной программы обучения. В. М. Алексеев занимается в круп- нейших библиотеках и музеях Англии, Франции и Германии, общается со звездами китаистики тех лет 1 . Главным учителем стал для него ЭдуардШаванн (Emmanuel Édouard Chavannes; 1865–1918) 2 . Мысль о том, что китаист должен воспитать себя сам, не покидала В. М. Алексеева никогда, об этом — его «Рабочая библиография китаиста» 3 , к сожалению, изданная слишком поздно для того, чтобы стать инструментом прямого действия. 1 Алексеев В. М. Автобиография китаеведа, доцента Петроградского университета, младшего ученого хранителя Азиатского музея Академии наук Василия Михайловича Алексеева // Алексеев В. М. Наука о Востоке. Статьи и документы. М.: ГРВЛ, 1982. С. 266–270. 2 Алексеев В. М. Письма к ЭдуардуШаванну иПолюПеллио / сост. И. Э. Циперович. СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. (Архив российского востоковедения). 3 Алексеев В. М. Рабочая библиография китаиста. Книга руководств для изучающих язык и культуру Китая. СПб.: БАН; Альфарет, 2010.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=