XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

106 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция III Греции. Данную динамику можно объяснить тем, что именно с греческими войсками вели боевые столкновения кемалисты. Король Константин являлся частым объектом нападок со стороны двух знаковых турецких юмористических журналов: «Смеющееся лицо» («G lery z») и «Карагёз» («Karagöz»). Исследование строилось на изучении карикатур, опубликованных в двух юмористических журналах «Смеющееся лицо» («G lery z») и «Карагёз» («Karagöz»). Журнал «Карагёз», издававшийся с 1908 г., стал рупором не только османской пропаганды в течение Балканской и Первой мировой войн, но и во время Освободительной войны, когда журнал в своих карикатурах поддержал кемалистов. стоит выделить журнал «Смеющееся лицо» («G lery z»). Журнал был основан год спустя после учреждения ВНСТ, то есть в начале 1921 г., журналистом и художником-карикатуристом Седатом Симави (1896–1953). Журнал публиковался до 22 июня 1922 г. раз в неделю по четвергам, однако затем сменил формат работы на публикацию два раза в неделю, что говорит о возросшей популярности журнала и о наличии читающей публики у нее. По данной тематике имеются работы на турецком языке, в частности работа Mustafa Böy k из университета Эрджиес, посвященная журналу «Смеющееся лицо» («G lery z») и ее автору, карикатуристу Седату Симави и работа доктора исторических наук, профессора университета Гази в Анкаре B lent Akbaba и доцента университета Гази Togay Seçkin Birbudak, рассматривающую исполь- зовавшийся в контрасте с образом «врага» образ Мустафы Кемаль-паши. Тем не менее, вышеуказанные работы не акцентировали свое внимание на изучении образа «врага» с точки зрения имагологии, то есть выделения определенных критериев, характерных исключительно для образа грека в кемалистской карикатуре. Данное исследование призвано рассмотреть и проанализировать, с точки зрения имагологии, характерные образы и символы, использовавшиеся при создании образа «Врага» в кемалистских юмористических журналах на примере образа грека и короля Константина I. Анализ карикатур с использованием методов современной имагологии позволил выявить несколько тенденций, базирующихся на идеологических аспектах кемалистской пропаганды времен Национально-освободительной борьбы 1919–1922 гг. Использование образа грека имело несколько специфи- ческих черт. Во-первых, грек-простолюдин (чаще всего именовался «Георго») изображался не только в качестве захватчика, но и в качестве «щита» для своего короля Константина. Во-вторых, сам король изображался сумасшед- шим маньяком, который бросается из одной авантюры в другую. Выставляя греческого короля в качестве умалишенного и психически неуравновешенного человека, неспособного к командованию, кемалистская юмористическая пресса намеренно использовала негативный образ короля Константина I для очерне- ния, а также для еще большего сплочения турецкого народа в борьбе против иностранного агрессора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=