XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 123 Иранистика и афганистика назначение такого опоясывания — защита от злых сил, помыслов и, возможно, приобщение к религиозной группе. В позднем зороастризме кусти символи- зировал путь праведности. Семьдесят две нити, из которых состоял кусти , должны были символизировать семьдесят две главы Ясны, литургической части Авесты. Кусти повязывался поверх белой рубашки с наступлением совершеннолетия во время обряда посвящения в общину и предназначался для ношения до конца жизни. Традиционно считается, что кусти разделяет тело человека на две части — возвышенную и низменную. В Авесте такой пояс носят божества Ардви Сура Анахита («высокоподпоясанная») и Вайу («золотой пояс»). Введение традиции приписывается Йиме (Джамшиду), Зоро- астр же только подтвердил необходимость его ношения. Со временем кусти становится основным элементом одежды каждого зороастрийца. Назначение этого пояса толкуется в многочисленных пехлевийских сочинениях ( «Чими-и кустиг» , «Гуджастаг Абалиш» и др.). Иная цель ношения такого священного пояса, по-видимому, заключается в том, что он должен был помогать миря- нину в борьбе со злыми силами. В настоящем докладе пойдет речь о роли священного пояса в качестве орудия, предназначенного для борьбы со злыми силами, демонами и противниками зороастрийской религии. Как показывают источники, в поздних зороастрийких и персидских сочинениях священный пояс трансформируется в различные орудия или медиумы, предназначенные и используемые для борьбы, в частности, в четки («четки Зоростра») и также в железную цепь («стальную цепь Исфандийара»), полученную некогда в дар от Зороастра. В средневековом персидском псевдо-зороастрийском сочинении «Дабистан» ( «Dabistān-i m aẕā hib» , XVII в.) приводится легенда об обстоятельствах смерти пророка Зартушта (Заратуштры, Зороастра), якобы почерпнутая из древнеи- ранского источника. Суть этой легенды сводится к тому, что во время второго нашествия Арджаспа царь Гуштасп находился в гостях у Заля в Систане, его сын Исфандийар сидел в темнице в Деж-Гумбадане, а отец Лохрасп погиб после взятия неприятелем Балха. Один из «турок», по имени Турбаратур или Турбаратурхаш, вошел в молельню Зартушта, и пророк принял мученическую кончину от его меча. Однако Зартушт успел бросить в него свои четки, которые он держал в руках и от них излились ослепительный блеск и пламя, покрывшее Турбаратура 1 . Автор «Дабистана» приводит для обозначения «четок» Зороастра несколько слов: он называет этот предмет старым персидским словом šumār- afrāz ,شمار افراز( или šumār-ifrāz , от арабск. гл. « فرز разделять») 2 , означающим 1 The Dabīstān, or School of Manners. Translated from the Original Persian. By Shea and Troyer, 3 Vols (Vol. I), Paris, 1843, p. 371–372; Jackson A. V. W., Zoroaster. The Prophet of Ancient Iran, London, 1899, p. 131. 2 Steingass F. J., A Comprehensive Persian-English Dictionary, Including the Arabic Words and Phrases to be met with in Persian Literature, London, 1892, p. 758.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=