XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

124 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV инструмент счета и соответствующим, по его мнению, арабскому s ubḥa ,)سبحه( а также словом yād-ifrāz ,)یاد افراز( обозначающим предмет, позволяющий дер- жать что-либо в памяти. Позднейшая ассоциация священного пояса с четками, вероятнее всего, связана с узлами, повязываемыми спереди и сзади на поясе при трехкратном обвязывании поясницы. Такие узлы могли напоминать бусины ( رهم muhr), нанизываемые на нить в четках. Другой сюжет, в котором можно отметить трансформацию священного пояса кусти , на это раз, в стальную цепь, обнаруживается в «Шахнаме» Фир- доуси, и он связан с одним из богатырских подвигов Исфандийара. В данном случае эта цепь служит орудием, с помощью которого эпический герой во время своего четвертого привала убивает безобразную колдунью ( зан-и джаду ) по имени Гул. Поручив свою дружину Пешутену, Исфандийар берет с собой золотую чашу ( джам-е заррин ), полную вина, и устраивает привал в живо- писной роще у ручья. Завидев его, колдунья превращается в юную красавицу. Исфандийар распивает с ней вино и развлекает ее игрой на тамбуре. Но у него наготове стальная цепь ( пулад-занджир — ,)پولاد زنجیر которую когда-то Зардушт подарил Гуштаспу, принеся ее из рая. Исфандийар обвивает той цепью шею колдуньи. Та мгновенно превращается в львицу, а потом принимает свое истин- ное обличье старухи. Распознав перед собой злую колдунью, герой отрубает ей голову. Тот же сюжет также подробно описан у Саʿалиби ( « — سلسلة زردشت цепь Зардушта») 1 . Еще в свое время американский иранист А. В. Джексон предпо- ложил, что здесь под цепью имелся в виду священный пояс кусти 2 . Таким образом, мы видим, что, согласно более поздним источникам, священ- ный пояс кусти также приобрел значение средства, обеспечивающего защиту от противостоящих человеку злых сил, что являлось, несомненно, важным фактором для дуалистической концепции зороастризма. Баиндурашвили Х. Г. (Грузинский национальный центр рукописей ГНАН, Тбилиси) Персидские и грузинские источники об иранских исмаилитах, идеологических и политических аспектах их движения В 60-х годах VIII в. в шиитском исламе сформировалась секта исмаилитов. С первой половиныXI в. Иран был охвачен исмаилитской пропагандой. Исмаи- 1 Histoire des Rois des Perses, par Aboû Manṣoûr ‘Abd al-Malik ibn Maḥammad ibn Ismà‘ìl Al-Tha‘âlibî. Text arabe publié et traduit par H. Zotenberg, Paris, 1850, p. 312–317. 2 Zoroastrian Studies. The Iranian Religion and Various Monographs by A. V. Williams Jackson. Columbia University Indo-Iranian Studies, vol. XII, New York, 1928, p. 255.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=