XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 129 Иранистика и афганистика этом их благодеяния не прекращаются с физической смертью. Даже бытовала точка зрения, что после смерти их могущество возрастает. Праведники, как и  авлийаʾ , наделен ы Богом возможностью совершать чудеса, «видеть от края до края земли». Мудрецы Талмуда также, как позже хорасанские мыслители, занимались апологией чудес праведников. Еще одной значимой деталью, которую сложно объяснять типологическим совпадением является талмуди- ческое представление о запахе праведника (ближайшая аналогия —  n afaḫāt в мусульманском мистицизме). Таким образом, хорасанские идеи о святых людях, имевшие хождение в этом регионе уже в раннемусульманский период, следует с большей вероят- ностью возводить к иудаизму, который был широко распространен здесь еще до прихода ислама. Васильева Д. О. (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Застывшее мгновение: альбом фотографий каджарского Ирана в собрании Эрмитажа В фокусе исследования находится недавно приобретенный музеем альбом, заключенный в полукожаный переплет с вытисненным золотом на верхней крышке заглавием «PERSE». Альбом собран из 35 листов, с обеих сторон кото- рых наклеены 105 фотоотпечатков. Среди них достопримечательности и виды Тегерана и окрестностей, сцены городской жизни, интерьеры шахского дворца, столичные особняки и загородные резиденции, принадлежавшие каджарской знати и иностранным дипломатическим миссиям, портреты Насир ад-Дин-шаха (пр. 1848–1896) и Музаффар ад-Дин-шаха (пр. 1896–1907) в окружении прибли- женных. Кроме того, в состав альбома вошли пейзажи и видысельскойместности, панорама порта Энзели, развалиныПерсеполя и руиныГолубоймечети в Тебризе. На верхнем форзаце сохранилась бумажная наклейка шведского произво- дителя альбома (Otto Gillberg Etui- & Portföljfabrik) и экслибрисы последних владельцев. На листах под каждым снимком или группой снимков нанесены краткие подписи на французском языке. На л. 17 об. отсутствует одна из двух фотографий. Как подсказывает логика построения альбома, на утраченном снимке, по всей видимости, было помещено изображение одной из комнат во дворце шаха. Три отпечатка содержат надписи на французском и русском языках с указанием на ателье А. В. Севрюгина. На двух из них, как еще примерно на половине всех снимков, присутствуют характерные отметки в виде трех- и четырехзначных цифр, которые также свидетельствуют о принадлежности этих произведений авторству Севрюгина—одного из наиболее прославленных

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=