XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

128 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV вали становится благочестивым верующим, приближенным к Богу через осуществление мистической практики и безраздельное упование на Творца ( tawakkul ). У египетского мистика Зу-н-Нуна ал-Мисри вали в первую очередь становится обладателем мистического знания ( m aʿrifa ). В суфизме эпистемологический аспект приобретает все большее значение: вали , в отличие от других, знает «сокрытое» ( al-ġayb ), благодаря чему способен лицезреть Бога. Наиболее детально учение о святых получило развитие в хорасанской традиции. Каррамиты считали, что приближенные к Богу авлийаʾ превосхо- дят пророков. Видимо, учение приобрело популярность у т.н. хорасанских «мудрецов» ( ḥukamā’ ). Самый известный из их числа — ал-Хаким ат-Тир- мизи (ум. между 936 и 938), на которого оказали существенное влияние взгляды каррамитов. В сочинении «Хатм ал-авлийаʾ» («Печать святых») он выстраивает детальную концепцию авлийаʾ . Ат-Тирмизи выделил правед- ников ( ṣiddiqūn ), которые борются с превосходством плотской души ( nafs ); «благородных великодушных» ( aḥrār kirām ), которые в силу света близости к Богу и Его м илости успешно противостоят этой душе, но также могут подвергаться ее наущениям; сорок праведников, которые всецело охвачены любовью к Богу и имеют возможность непосредственно общаться с Творцом через сны, но при этом не полностью освободились от нафс . Полностью преодолеть влияние плотской души способен только «единственный» ( munfarid ), статус которого достигает пророков ( anbiyāʾ ) и посланников ( rusul ). Этот человек возглавляет иерархию святых, являясь «полюсом» ( quṭb ), «печатью свят ости». Святые являются гарантами мирового порядка и правителями мира. Как и каррамиты, ат-Тирмизи ратовал за возможность святых совершать чудеса. Исламоведами выдвигался ряд гипотез об истоке хорсанского учения о святых. Часто его возводили к манихейским, буддийским или христианским идеям, однако никакой доказательной базы так и не было предложено. Детально похожие идеи обнаруживаются в талмудическом иудаизме. Талмуд содержит учение о тридцати или сорока пяти праведниках, на которых держится мир. Амораи признали необходимость знать точное число живущих в мире пра- ведников. Вавилонские амораи приводили число тридцать шесть. Согласно Э. Урбаху, идеи о 36 праведниках, достойных лицезреть лик Шхины, в свою очередь попало в иудаизм из эллинистического египетского учения о тридцати шести деканах — небесных божествах. Тридцать шесть демонов фигурируют в знаменитом апокрифическом «Завещании Соломона». Каждый из них отвечает за десятидневную неделю египтян. Понятие о праведнике, согласно Урбаху, может восходить к греческим представлениям о «божьем человеке», посреднике между людьми и богами. Главной функцией иудейских правед- ников, как и  авлий аʾ , является заступничество за ближних перед Богом. При

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=