XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 133 Иранистика и афганистика и одна фотоколлекция (№ 818). Первая из вещевых коллекций — смешан- ная и представляет традиционную культуру персов и армян (103 предмета), вторая — только армян (22 предмета), третья — только персов (35 предметов), четвертая включает памятники материальной культуры персов и зороастрий- цев-гебров (8 предметов). Коллекции хорошо аннотированы собирателем: в архивных материалах музея имеется первичная опись коллекций, в которой собиратель указывает место приобретения, изготовления предметов, название каждого предмета на языке культуры, в которой он был изготовлен, а также его этническую принадлежность (Архив РЭМ, Ф. 1. Оп. 2. Д. 625). Экспедиционную поездку, в ходе которой были собраны предметы кол- лекций, С. Тер-Аветисян совершил в период учебы на факультете восточных языков СПбИУ, где он получал образование по армяно-грузино-персидскому разделу. Этим объясняется высокий профессиональный уровень собирания и первичного описания коллекций. В 1904 г., по рекомендации Н. Я. Марра, С. Тер-Аветисян был направлен в Иран для изучения и описания армянских рукописей церкви Всеспасителя в Новой Джульфе близ Исфахана. В силу ряда обстоятельств молодой востоковед был вынужден обратиться за помощью к хранителю Этнографического отдела, одному из крупнейших востоковедов начала XX в. К. А. Иностранцеву. При содействии хранителя императорского музея С. Тер-Аветисян смог осуществить исследовательскую поездку, резуль- татом которой стали указанные коллекции, принятые в музей и зарегистриро- ванные в книгах описей К. А. Иностранцевым. Наиболее многочисленной и разнообразной по составу является коллек- ция № 291. Как указывает собиратель, ее предметы изготовлены в Исфахане, Кашане, Йезде, приобретены в Исфахане и Кашане. В состав коллекции входят предметы интерьера, письменные приборы, атрибуты досуга, в том числе изразцы, зеркала, вазы, шкатулки, пеналы, игральные карты, кальяны, а также предметы мусульманского культа. Коллекция содержит также образцы шелковой ткани и бархата местной кустарной работы, образцы кустарной и фабричной хлопчатобумажной ткани. Последняя является, очевидно, привозной, однако декорирована в технике местной ручной набойки; представлены также набойные штампы местного производства. В ряде случаев собиратель уточняет, для чего использовались те или иные виды ткани. Так, например, им указано, что шелковая на хлопчатобу- мажной основе ткань руи мутхака (86 × 68 см) используется для изготовления декоративной наволочки на подушку, а хлопчатобумажная набойная ткань (63  ×  300 см) с орнаментом в виде мелких цветков —для пошива женского архалука (вероятно, подкладки). Ткань для подкладки, очевидно, является изделием местного кустарного производства, поскольку на ней имеется клеймо мастера в виде картуша, в который помещен текст арабским алфавитом на фоне архитектурного пейзажа. В коллекции представлены также готовые изделия,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=