XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

140 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV объемом около десяти тысяч бейтов, представляющая собой одновременно как мистическое, так и морально-этическое произведение. От Санаʾи до нас дошел «Диван» стихотворений объемом более десяти тысяч бейтов. Кроме этого, перу Санаʾи принадлежит ряд небольших поэм, причем о подлинности некоторых из них уже более века ведутся споры среди исследователей, и до сих пор нет единства взглядов на то, какие из этих поэм бесспорно написаны Санаʾи, а какие стали ему приписываться позднее. Среди подлинных поэм Санаʾи всеми исследователями называются «Хади- кат ал-хакика» , мистико-философская «Сайр ал -ʿибад ила-л-маʿад» («Путеше- ствие рабов божьих в потусторонний мир») объемом 799 бейтов, повествующая о путешествии поэта с помощью некоего лучезарного старца (= разумной души) к пророку Мухаммаду, «Кар-нама-йи Балх» («Книга подвигов Балха») объемом 491 бейт—единственное немистическое маснави Санаʾи, содержащее наряду с восхвалением правителей и знатных людей Балха сатиру на некоторых балхских чиновников. Еще одна поэма, с принадлежностью которой Санаʾи согласны все исследователи, — маснави «Тахримат ал-калам» («Запрещенное тростниковым пером») объемом 103 бейта, в котором под тростниковым пером подразумевается всеобщий разум, который дает мистику наставления, а также объясняет ему суфийские истины. Подлинность остальных поэм Санаʾи вызывает у многих исследователей сомнение. Санаʾи приписывались в разное время такие поэмы, как «Тарик ат-тахкик» («Путь установления истины»), «Гариб-нама» («Книга чуже- странца» ), «ʿИшк-нама» («Книга любви»), «ʿАкл-нама» («Книга разума»). Иранские ученые Р.-З. Шафак и З. Сафа отмечали приоритет Санаʾи в создании больших мистических поэм. В XX в. самый значительный вклад в изучение творчества Санаʾи внес иранский филолог Модаррес Разави, издавший его «Диван» , поэму «Хадикат ал-хакика» и короткие поэмы. По мнению Разави, поэма «Гариб-нама» («Книга чужестранца») не принадлежит Санаʾи, так же как и поэма «Бахрам ва Бихруз» . М. Разави полагал, что перу Санаʾи бесспорно принадлежат поэмы «ʿАкл-нама» , «Тахримат ал-калам» и «Тарик ат-тахкик» . Поэма же «ʿИшк-нама» по ошибке была приписана Санаʾи. Ученый подробно останавливается на вопросе о том, почему поэма «ʿИшк-н ама» является частью поэмы «Кунуз ал-асрар ва румуз ал-ахрар» («Сокровища тайн и символы бла- городных»), написанной предположительно шейхом ордена сухравардийа ʿИзз ад-Дином Махмудом Кашани (ум. 735/1334–35). В 70-е гг. XX в. творчеством Санаʾи занимались шведский ученый Б. Утас и афганские ученые Халилуллах Халили и Сарвар Хумайун. Б. Утас в 1973 г. издал критический текст поэмы «Тарик ат-тахкик» , причем он доказывал, что эта поэма не имеет к Санаʾи никакого отношения, а ее автором является некий Ахмад Нахчавани. Афганский ученый С. Хумайун в 1977 г. опроверг эту гипотезу, доказывая, что «Тарик ат-тахкик» — подлинная поэма Санаʾи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=