XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 149 Иранистика и афганистика о составе четырех основных племенных объединений паштунов. Материалы этих обоих разделов были подготовлены представителем индо-афганской диаспоры Хайбат-ханом Какаром, которого Ниʿматаллах неоднократно назы- вает автором концепции всей книги. Именно эти материалы делают книгу уникальным историческим документом, где впервые были письменно зафик- сированы генеалогии паштунских племен и их агиографическая традиция. Структурированная по этногенеалогическому принципу, а не по критерию духовной преемственности, житийная антология «Ханджахановой истории» выражает идеологию паштунского сегментарного общества и в этом расходится с традициями классической персоязычной агиографии, канонизированной хрестоматийными произведениями ʿАттара (ум. ок. 1220) и Джами (ум. 1492). В агиографическом сборнике Ниʿматаллаха и Хайбат-хана собраны све- дения примерно о семидесяти персоналиях, так или иначе ассоциированных с тремя племенными объединениями паштунов (сарбан, бетан, гургушт). Материалы излагаются в традиционной форме коротких сообщений о свер- хобычных и чудесных деяниях ( khawāriq al- ʿ ādāt ) или исключительных про- явлениях набожности ( manāqib ) благословенных людей. Данные о духовных подвижниках, относящихся к племенному объединению карлан — четвертой ветви паштунского генеалогического древа, отсутствуют, что объясняется недостатком знаний авторов сборника о происхождении и генеалогии карланов. Учитывая специфику агиографического жанра, можно утверждать, что житийная антология «Ханджахановой истории» в первую очередь отражает духовный опыт и культурные традиции индо-афганской диаспоры со времен правления паштунской династии Лоди (пр. 1451–1526) в Делийском султанате. Социокультурные реалии собственно племенных территорий в антологии про- слеживаются только фрагментарно. Являясь синтезом фольклора и традиций исламской книжности, житийные нарративы никак не раскрывают общую историческую динамику процесса распространения ислама среди паштунских племен на протяжении нескольких столетий. Главная функция агиографического сборника состояла в том, чтобы под- твердить легенды об обращении паштунов в ислам в период его зарождения и засвидетельствовать неизменнуюприверженность паштунских племен ислам- ской вере в форме почитания духовных наставников и благословенных людей. Одновременно сборник преследовал скрытую политическую цель —доказать древность исламских традиций среди паштунов для легитимации притязаний индо-афганской элиты на верховную власть в Индии. Не случайно в ряде житийных рассказов, искусственно привязанных к генеалогическим легендам, заметен акцент на духовном лидерстве потомков Бетана, родоначальника колена бетани, к которому возводятся родословные индо-афганских династий Лоди и Сури (пр. 1540–1556), а также родословная самого адресата «Ханджахановой истории».

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=