XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

150 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV Писчурникова Е. П. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург), Шела А. (Институт польского языка, Краков) Произведения афганского поэта-классика ‘Абд ал-Хамида Моманда (ум. ок. 1732): результаты стилометрии ʿАбд ал-Хамид Моманд, афганский поэт конца XVII–первой трети XVIII в., прославился особым изяществом и изысканностью своего стиля, благодаря которому получил литературное прозвище mū-šigāf (букв. «расщепляющий волос»). Поэт внес значительный вклад в развитие афганской поэзии, однако особенности индивидуального авторского стиля Хамида остаются малоизу- ченными как в самом Афганистане, так и за его пределами. Авторы доклада провели анализ идиостиля поэта при помощи компьютерной программы R-stylo и методов стилометрии. Специальные функции программы позволили осуществить эксперимент по установлению подлинности ряда сомнительных газелей из стихотворного собрания ʿАбд ал-Хамида. Целью данного экспери- мента являлась проверка авторства некоторых газелей, помещенных издате- лями критического текста в Диван ʿАбд ал-Хамида, но отличных от других произведений поэта по объeму и частоте появления в рукописных списках Дивана. Порядка сорока сомнительных газелей Хамида были разделены на четыре группы по десять стихотворений. В качестве сопоставительного материала был использован Диван старшего современника Хамида ‘Абд ар-Рахмана. Для оценки авторства сомнительных газелей было проведено три эксперимента. 1. «Общие самозванцы» (General Imposters), метод предложенный Koppel et al. 2014 (см. Kestemont et al. 2016). Диваны Рахмана и Хамида были разде- лены на последовательности по 1000 слов, чтобы получить серии коротких «текстов-самозванцев». Используя частоты первой сотни самых частотных слов (100 MFW), со случайной выборкой 50 % признаков (т.е. случайными 50 частотами) при 100 итераций эксперимента все четыре группы газелей в подавляющем большинстве случаев были отнесены к Хамиду. 2. «Саморазоблачение» («unmasking», Koppel & Argamon 2008). Диваны Рахмана и Хамида были разделены на последовательности по 1000 слов, далее были выбраны девятнадцать случайных частей дивана Рахмана и девятнадцать случайных частей дивана Хамида в качестве референтных текстов, посчитаны расстояния между каждой парой текстов и вычислены средние расстояния каждого отрезка до девятнадцати частей Хамида. Вся процедура повторялась для 10, 20, 30…200 самых частотных слов. 3. «Катящийся классификатор». Чтобы выявить отдельные участки «сомнений» в Dubia, мы свели все газели воедино, разметили начало каждого стихотворения и «нарезали» весь получившийся текст на последовательные пересекающиеся отрезки. Мы также провели тренировку классификатора

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=