XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

154 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV с другими арабо-персидскими сочинениями XII в., в которых также нашла отражение история правления этих трех династий. Необходимо также выявить связь исторического нарратива, созданного этим историком, с другими более ранними и более поздними памятниками. Это позволит, с одной стороны, определить источники, на которые опирался Ибн Фундук, а с другой — пока- зать его влияние на дальнейшее развитие арабо-персидской историографии. Именно эта задача кажется нам важнейшей в рамках представленного доклада. Филин Н. А. (РГГУ, Москва) Уличная визуальная агитация о имаме Хомейни в Иране как источник изучения религиозно-политических процессов в стране Визуальная религиозно-политическая агитация об имаме Хомейни, как на улицах иранских городов, так и в помещениях духовных учреждений, представ- лена настенными граффити, плакатами и надписями. Они изображают имама, содержат его высказывания и биографические сведения. Часто можно встре- тить плакаты, описывающие различные качества Хомейни и отношение людей к памяти о нем. Встречаются примеры, когда он изображается окруженным сиянием света на фоне шиитских символов, что может говорить о его праве быть наместникомСокрытого имама. Иногда можно увидеть плакаты со словами Али Хаменеи, нынешнего Верховного лидера страны, о том, что Хомейни в опреде- ленном смысле продолжает жить и после кончины. Многие средства визуальной агитации провозглашают главенствующую роль Хомейни в Исламской револю- ции 1979 г., утверждая, что без лидерства имама свержение шахского режима могло вообще не состояться. В этой связи интересен еще один вид плакатов, который получил распространение в последнее время. Такие плакаты являются своего рода комиксами, рассказывающими о жизни Хомейни. Например, один из них изображает имама, окруженного ореолом света, как героя различных вех истории Ирана 1960–1970-х гг. Некоторые изображения обыгрывают значение имениХомейни «Рухолла» («дух Бога»), тем самым обращая внимание на особую связь основателя Исламской Республики Иран с Богом и потусторонним миром. Часть средств визуальной агитации содержит описание моральных качеств и ценностей имама Хомейни. Примером этому служит серия плакатов, которую можно было встретить в тегеранском метро в 2015 и 2016 гг. Она называлась «Жизнь в стиле Рухоллы» и представляла собой визуализацию одноименной книги. На плакатах присутствовала информация о разных эпизодах жизни Хомейни, особенностях его личности, отношениях в его семье. Высказывания самого Хомейни, а также его родных и друзей часто приводились одновременно

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=