XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 159 Иранистика и афганистика народам-эксплуататорам. Стоит отметить, что эта точка зрения находит под- держку и у некоторых историков, например, у А. Дж. Тойнби, полагавшего, что «стремление построить коммунизм в России парадоксальным образом приведет к усилению влияния на русскую культуру западных ценностей» 1 . Таким образом, главной целью путевой прозы Дж. Але Ахмада выступает критика «западничества», которое в его глазах является цивилизационным тупиком, поскольку не дает человеку истинных ценностей и разрывает его связь с предыдущими поколениями. Ястребова О. М. (РНБ; ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) О версиях астрологических предсказаний мудреца Джамаспа ( «Ахкам-и Джамасп» ) «Книга Джамаспа» — один из важных текстов зороастрийского литера- турного наследия, в котором в сжатой форме излагаются основные тезисы зороастрийской космологии. Он составлен в форме вопросов, которые царь Виштаспа (Гуштасп) задает своему советнику мудрецу Джамаспу и ответов последнего. Мудрец рассказывает об устройстве космоса, прошлом и будущем Ираншахра. Текст сохранился в нескольких версиях — пехлевийской (извест- ной как «Айадгар и Джамаспиг» ), пазендской и в парафразе на новоперсид- ском языке, причем все три версии фрагментарны. Значительная часть книги, носящей во многом апокалиптический характер, описывает катастрофические события и знамения, которые должны будут произойти в «последние времена» тысячелетия Заратуштры перед приходом его сына, нового пророка-спасителя Ошедара. Эти предсказания перекликаются с другими пехлевийскими апока- липтическими текстами, а упоминаемые в них исторические события, хоть и с трудом, но поддаются интерпретации и указывают на первые века ислама как время, когда окончательно сложилась отраженная в них традиция (которая, несомненно, является развитием доисламской сасанидской). Помимо дара всезнания Джамаспу приписывается совершенное знание астрологии. Поэтому к основным перечисленным вариантам «Книги Джа- маспа», которые, невзирая на имеющиеся в них расхождения, можно считать исходными, примыкают более поздние тексты, в которых мудрец обосновывает свои ответы собеседнику (царю Гуштаспу) о будущих событиях, царях и про- роках с помощью гороскопов. Следующие тексты входят в этот круг. 1.  «Ахкам-и Джамасп – I» , получивший распространение в двух версиях, арабской и персидской. Арабская версия озаглавленная «Ахкам Джамасб ал-хаким фи ахкам ал-киранат ва ма хадаса фиха» , представлена в старом 1 Тойнби А. Дж. Исследование истории. Т. 1. М., 2009. С. 383.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=