XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 189 Источниковедение и историография народов Кавказа организуемые последователями черкесского ученого-фольклориста Аслана Ципинова, убитого в 2010г. боевиками. Кроме того, во время пандемии неодно- значную реакцию религиозных черкесов вызвала инициатива ряда черкесских активистов по реактуализации традиционного ритуала выражения скорби путем поднятия левой руки. Ритуал перестал исполняться в 1970-х, прежде всего, по причине критики со стороны мусульманского духовенства за языческие корни. Примечательно, что впервые за долгие годы ритуал был исполнен на похоронах известного представителя черкесского национального движения Мусы Шанибова. После этого черкесские активисты предприняли попытку включения этого ритуала в перфоманс отмечания основной для черкесов траурной даты – Дня памяти и скорби по жертвам Кавказской войны. 21 мая 2020 г. в России и диаспоре сотни представителей молодежи в обозначенное время публиковали в социальных сетях фотографии с левой поднятой рукой. Вероятно, в этом году организаторы флешмоба предпримут попытку популяри- зации акции, что неминуемо приведет к ответной реакции черкесов-мусульман. Таким образом, лидеры черкесского национального движения даже в период пандемии не прекращают поиск идей и символов, для мобилизации географически и во многом культурно разрозненной черкесской нации. Однако способы, которые они для этого используют, приводят к усилению конфликта между мусульманами и «хабзистами». Фарзалиев А. М. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Историко-политическая география Южного Кавказа в источниках XVI — первой половине XVII вв. Характерной чертой второй половины XVI–XVII вв. было появление на Востоке, а также в Европе, ряда сочинений, посвященных истории Османской империи и Сефевидского государства, где имелось немало интересных сведе- ний об историко-политической географии Южного Кавказа. Это были труды османских авторов, например, «Кунх аль-ахбар» («Суть известий») и «Нусрет- наме» («Книга о победе») Мустафы Али-эфенди, «Тарих» Мустафы Селяники, «Тарих» Ибрагима Печеви, а также сочинения Кятиба Челеби «Джихан-нюма» («Зерцало мира») и «Фезлеке» («Краткое изложение»). Сефевидские источники этого периода, хотя и более многочисленные, однако в них недостаточно освещены вопросы историко-политической гео- графии Южного Кавказа в целом. Самые крупные работы этого периода были «Ахсан ат-таварих» («Наилучшая из летописей») Хасан-бека Румлу, «Тарих-и алам ара-и Аббаси» («История украшателя мира Аббаса») Искандер-бека Тур- кмана Мунши, «Шереф-наме» Шереф-хана Бидлиси.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=