XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 273 Источниковедение и историография Индии пуст, так как около миллиона человек пошло на сожжение Ганди» 1 . Он приводит свое понимание учения Махатмы, особенно подчеркивая значение ненасиль- ственных методов борьбы. На нескольких страницах архимандрит цитирует статью Ганди от 1920 г. «Доктрина меча» и считает, что «среди вождей первой половины ХХ века Ганди, безусловно, занимает совершенно особое место 2 ». У архимандрита Андроника возникли разногласия с руководителем русского отделения и в марте 1948 г. он уволился из Делийского университета. Бывая потом в Дели и других городах Индии, он констатировал, что уже в 1948 г. «вопрос с переселенцами в северо-западной части страны начал улаживаться, центральное правительство все крепче брало власть в свои руки» 3 . Последние десять лет жизни архимандрита прошли уже в США. Незадолго до смерти архимандрит Андроник написал воспоминания о годах, проведенных в Индии, где описал не только свою миссионерскую деятельность, но и сложную жизнь страны в переломные годы борьбы за независимость. Захаров А. О. (ИВ РАН, Москва) Сперма в древнеиндийских источниках Изучение мифов разных народов давно выявило роль семени в архаической космологии 4 . Древнеиндийский трактат «Камасутра» Ватсьяяны представляет собой одно из наиболее известных сочинений древности о сексуальности и межличностных отношениях. Его название стало нарицательным. В то же время Индия считается родиной аскетизма и страной кастового строя, предпи- сания которого носят ритуальный характер и определяют поведение людей на всех этапах жизни. Благочестивое поведение членов высших варн, в первую очередь брахманов и кшатриев, получило подробное освещение в сочинениях жанров дхармасутры и дхармашастры — изречений и наставлений в правед- ности. Наиболее известной дхармашастрой считается «Манусмрити», или «Манавадхармашастра» (букв. «Наставления Ману в дхарме»). Более распро- страненное ее название — «Законы Ману» (Laws of Manu). «Законы Ману» отражают идеальное с точки зрения брахманов общественное устройство. «Законы Ману» позволяют гораздо точнее реконструировать представления о мире, нежели сам мир. В них описываются правила поведения брахманов на четырех стадиях жизни: ученика, домохозяина, лесного и странствующего отшельника. 1 Там же. С. 332. 2 Архимандрит Андроник (Елпидинский). Восемнадцать лет в Индии... С. 332. 3 Там же. С. 350. 4 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 2000, С. 196.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=