XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

274 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VIII Каждой стадии предписывается определенное сексуальное поведение. Во время ученичества и отшельничества рекомендуется воздержание, а в быт- ность домохозяина — половые отношения для продления рода. Сперма жиз- ненно необходима для зачатия, и ее важность признавалась уже в древнейшем памятнике индийской словесности — «Ригведе». В статье на основании филологического анализа реконструируется терминология «Законов Ману», «Камасутры», «Ригведы», «Атхарваведы», «Тайттирия-араньяки», упанишад, медицинских трактатов «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита». слова retas , śukra , indriya , vīrya и bīja в «Законах Ману» и dhātu , vega и  rasa – в «Камасу- тре». Термин retas активно использовался в значении «сперма» еще в ведий- скую эпоху. Несовпадение терминологии «Законов Ману» и «Камасутры» можно объяснить различными жанрами и читательскими аудиториями этих трактатов. В медицинских трактатах «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» для обозначения спермы служат слова śukra и  bīja , а в ряде случаев indriya и retas . В этих сочинениях отношение к сперме вполне нейтрально, в то время как в ритуальной литературе, в частности в «Законах Ману», оно двойствен- ное: сперма считается как источником жизни, так и оскверняющей жидкостью человеческого организма. Каримова Е. В. («ФинСофт ритейл», Новосибирск), Останин В. В. (АГАУ, АлтГУ, Барнаул), Суботялов М. А. (НГУ, НГПУ, Новосибирск) «Упадешамрита» Рупы Госвами как средневековый источник по истории вишнуизма Источники по истории индуизма невероятно обширны и дополняются на протяжении последующих поколений, образуя все новые ветви богатой литературной, религиозной и философской традиции. Знания, изложенные в этих источниках, имеют высокую значимость не только для последователей индуизма, но также интересны академической науке и искателям духовности большинства конфессий. Исследовательской интерес российских и зарубежных ученых направлен как на вишнуизм в целом, так и одно из известных направлений индуизма, бенгальский вишнуизм 1 . Наиболее целостный взгляд на эту область знаний изложен в монографии С. В. Ватмана «Бенгальский вайшнавизм» 2 . 1 Бенгальский вишнуизм (вайшнавизм) — религиозная традиция и одновременно религиозно-философская школа, представляющая собой направление вишнуизма, зародившееся в Бенгалии (восточная часть Индии). 2 Ватман С. В. Бенгальский вайшнавизм. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 403 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=