XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 277 Источниковедение и историография Индии панти, Рам Рая, баба Гурдитта, баба Джавахир Сингха, гуру Бхаг Сингха, Ниханг, Калу Панти, Рам Даси, Ниранкари, Кука и Сарвариа. Многие из этих сикхов брили голову, некоторые курили табак, другие не особо заботились о сохранении пяти внешних символов веры. Можно было совершить паломничество как в Золотой Храм, так к реке Ганг в Хардваре или к мусульманским святыням. Посещение сезонных фестивалей в Бена- ресе или Хардваре не считалось нарушением господствующих сикхских доктрин. Мифам, текстам, повествованиям, фольклору и пьесам, создан- ным несикхскими авторами, было определено прочное место в сикхской космологии. Границы между центром и периферией сикхской традиции были чрезвы- чайно размыты. Сикхи ассоциировали себя с жителями деревни, адептами культа, членами касты — у них было много вариантов самоидентификации. В традиции не было единого источника религиозной власти. Существовало несколько конкурирующих определений сикхизма. В конце XIX в. большое количество сикхов предпринимают ряд шагов для устранения религиозного разнообразия, а также того, что они считают индуистскими вкраплениями и брахманическими догматами. Из достаточно хаотичного социума сикхская община быстро превратилась в однородное сообщество. Именно традиция хальсы смогла запечатлеть свой образ в «новом сообществе». Остальные направления в сикхизме стали рас- сматриваться как девиантные. С активным смещением или подчинением многих сикхских подтрадиций сикхская идентичность начала формиро- ваться в первом десятилетии XX столетия. В современной литературе этой новой идентичности было дано имя «Тат Хальса» (ривайвалисты), а те, кто были против ее доктрины, стали называться сикхами Санатан (традиционалисты). Антагонизм между сикхами Тат Хальса и Санатан коренился в радикально противоположных взглядах на мир. Традиция Санатан сикхов открывала своим адептом полный доступ к выбору предмета и образа поклонения. Она предоставила своим приверженцам альтернативы обрядовой системы и фести- валей. Сторонники Тат Хальса отреклись от этой плюралистической традиции и провозглашали каноны чистой формы сикхизма, которая была изложена в священной книге «Ади Грантх». Сикхи Хальсы с осуждением относились к чудотворным святыням, богиням, колдунам, священным местам в деревнях, не связанных с гуру и клановым обрядам. Религия принимала исключительно сикхские священные ресурсы: Ади Грантх, гурдвары и Гурбани и некоторые другие. Раньше не было стан- дартной сикхской идентичности, под эгидой Тат Хальса такая идентичность сформировалась. Размытые границы были строго очерчены: Тат Хальса «соз- дала» общину. Очистив и добавив к развивающимся текстам Рахит-нама, Тат

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=