XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Секция VIII Котин И. Ю. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург), Лемешкина К. В. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) Трансформация сикхской идентичности в свете труда Х. С. Обероя «The Construction of Religious Boundaries» Сикхизм — одна из относительно новых религий Индии, возникшая в XVI в. и прошедшая длительный процесс трансформации, так и не завер- шившейся до конца. В разные периоды развития сикхизма формировались разные образы сикха внутри общины и за ее пределами. При этом долгое время сикхская традиция была плюралистической, но в настоящее время мы наблюдаем со стороны некоторых сикхских авторитетов попытку кон- струирования сикхской идентичности, не предполагающий существование альтернативных моделей. Пионерскую работу по изучению этой попутки конструирования сикхской идентичности осуществил Х. С.Оберой в работе «The Construction of Religious Boundaries» (New Delhi: Oxford University Press: 1994). Основоположник учения сикхов (учеников) гуру (вероучитель) Нанак (1469–1539). Нанак призывал к поклонению единому Богу, к любви и праведному поведению, как к пути к Богу. Противопоставляя этот путь к Богу традиционной храмовой службе ( пуджа ), молитве и религиозному знанию — монополии брахманов, Нанак проповедовал в духе религиозного течения бхакти . Несмотря на заявление о том, что его последователи — не мусульмане и не индусы, ни гуру Нанак, ни его последователи, 8 других гуру, до конца с индуизмом не порвали. Это сделал десятый гуру Гобинд Сингх, создавший в 1699 г. Хальсу — религиозное братство сикхов. С этого времени можно говорить о сикхах как об этноконфессиональной общности в составе этноса панджабцев. Десятый и последний сикхский гуру Гобинд Сингх ввел для прошедших инициацию воинов-сикхов пять отличительных признаков, так называемые «пять « к »: « кеша » (длинные нестриженные волосы), « кангха » (гребень для поддержания волос в чистоте), « каччха » (широкие штаны, отличаю- щие одежду воина от накидки брахмана и дхоти крестьянина), « кирпан » (меч или кинжал), « када » (стальной браслет). Прошедшие инициацию сикхи стали носить прозвище «Сингх» (лев), их жены — «Каур», львица. Воины составили армию сихков — хальсу. Позднее значительная часть сикхского социума ( тат халси ) стала требовать унификации внешнего вида мужчины, прошедшего инициацию, а также унификации воззрений сикхов на природы сикхизма и общины, на ее особый характер, на отличие сикхов от остальных индийцев, тем более от индусов. Плюралистическая структура веры сикхов в XIX в. позволила ее приверженцам относить себя к любой из следующих традиций: удаси, нирмала, хальса, нанак- 276 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=