XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

302 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX цзюнь 向现代科学进军 ) провозглашeнный в 1956 г., дал возможность жанру научной фантастики, уже распространившемуся в кинематографе, комиксах и художественной литературе по всему миру, развиваться и в Китае. Мечты о светлом будущем получили и практическое подкрепление, когда 4 октября 1957 г. в Советском Союзе был произведeн успешный запуск первого искус- ственного спутника Земли. Наряду с этим кампания за стремительную индустриализацию в самом Китае подкрепляла надежду, что энтузиазм крестьян и рабочих и техниче- ские достижения человечества скоро переменят жизнь к лучшему и откроют невиданные горизонты. Политическая карикатура- маньхуа 漫画 , служившая в первое десятилетие КНР важным инструментом пропаганды, быстро отклик- нулась на эту тему. Журнал «Маньхуа», издававшийся в первое десятилетие КНР сначала как ежемесячник, а потом дважды в месяц, опубликовал не менее 20 рисунков, изображающих советский «Спутник» и космические ракеты, за год, последовавший после их успешного запуска. Эти рисунки служили не только для развлечения и информирования читателей; их важной задачей было сращивание фантастических сюжетов о космических странствиях с грандиоз- ными планами Большого скачка. Сообщения о «Спутнике» становились частью «прославляющей сатиры», восхваляющей достижения социализма. При этом они сопровождались более прагматической критикой консерваторов и отста- ющих внутри Китая, а также высмеиванием «американского империализма» и капиталистической системы в целом. Как следствие, на рисунках оказывались соединены фантастические представления о жизни на Луне и в космосе, футу- ристические виды промышленного и научного прогресса на Земле—и вполне прозаические образы эпохи Холодной войны и кампании против «правых». Рядом с широкими проспектами городов будущего, гигантскими снопами и колоссальными плодами новых пород растений оказывались унылые апока- липтические пейзажи капиталистических городов, поражeнных безработицей и преступностью. Демонстрация преимуществ коммунистической системы перед капиталистической, а также «разоблачение» империалистической «лжи», преуменьшающей достижения стран социалистического лагеря, приобрела черты научно-фантастического комикса. Настоящий доклад посвящeн карикатурам из журнала «Маньхуа», которые живописуют новый мир межпланетных путешествий и Большого скачка. В нeм анализируется, как картины из мира научной фантастики слились с образами политической пропаганды и агитации, а также рассматриваются средства выразительности и изобразительные приeмы, использованные карикатури- стами — от близкого к советской стилистике изображения звeзд, приветству- ющих своих новых соседей, до рисунков, опирающихся на национальную традицию благопожелательных картинок. Основная цель доклада —показать, насколько карикатуры с научно-фантастическими сюжетами о покорении

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=