XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

306 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX новым повелителям интеллектуальной дани. Так, художники-иезуиты прини- мали китайские имена и получали высокие должности, а на родине зачастую оставались лишь строчками в письмах и донесениях, оседавших в архивах Ватикана и в библиотеках. Признанный лидер европейских художников и архитекторов при дворе мань- чжурских правителей Китая XVIII в. итальянский художник-иезуит Джузеппе Кастильоне приобрел широкую известность среди искусствоведов — и позже среди ценителей китайской живописи — лишь в послевоенное время, что с одной стороны закономерно (молодой барочный мастер, отбывший в Сре- динное Государство «по линии» ордена иезуитов, не вернулся назад и исчез из поля зрения европейского зрителя), а с другой парадоксально, потому что Кастильоне, отнюдь не потерявшийся в архивах ордена (как все иезуиты, он писал в Рим и, достигнув высокого ранга на службе у трех императоров, удостоился после смерти обширного латинского некролога), не был активно известен в Европе своим творчеством. Цель доклада состоит не в том, чтобы предоставить исчерпывающее библиографическое исследование жизни и творчества ЛанШинина, а в поиске ответа на вопрос, как и когда Европа узнала его произведения и поняла, что китайский придворный художник Лан Шинин — это светский брат ордена иезуитов Джузеппе Кастильоне. В докладе будут прослежены несколько этапов «возвращения имен» на примере Кастильоне до 1940 г., после которого он и его творчество могут считаться введенным в научный оборот. Отдельный вопрос — свед е ние воедино уже трех векторов, где третьей и основополагающей составляющей проблемы становится собственно живопись и графика художника. Кто знал о том, что автором рисунков для серии гравюр о «Завоевании Западного края» был Кастильоне? Кто видел его стенное панно «Мирное послание весны», выполненное вместе с Цзинь Тяньбяо для кабинета императора Цяньлуна в Запретном городе? И, наконец, когда европейцы впервые встретились с работами Лан Шинина и поняли, что Лан Шинин — это Касти- льоне? В этом саду расходящихся дорожек есть несколько магистральных аллей, среди которых проблема атрибуции работ мастера далеко не самая незаметная. Корпус специальных работ, посвященных Кастильоне, относительно невелик. До сих пор не проводилось ни одного специального исследования, фокусирующегося на истории изучения его наследия: исследователи брались либо за каталогизацию работ, как супруги Сесиль и Мишель Бердли, либо за отдельные аспекты его обширного творчества. Долгое время бытовало представление о том, что первым имя Лан Шинина как Кастильоне в науку в 1940 г. ввел Роберт Лор в работе «Giuseppe Castiglione (1688–1766) pittore di corte di Ch’ien-Lun, imperatore della Cina (Rome, 1940)», однако данные ката- лога Международной выставки китайского искусства в лондонской Академии художеств в 1935 г. показывают, что идентификация Лан Шинин — Джузеппе

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=