XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 309 Источниковедение и историография Китая оказываясь в строгом порядке соположения, получает гарантию безусловной определенности. Каждое место, каждое направление, каждая сфера в про- странстве обладают определенным содержанием, характерными различиями, собственными чувственными ощущениями, им присущи собственные эмоци- ональные ценности. Каждое место и каждое направление восходят к разделе- нию профанного и священного 1 . Координация между различными явлениями, являющимися данными чувственного опыта оказывается возможной именно благодаря тому, что части пространства различны, не равны друг другу, не являются взаимозаменяемыми. Социальная организация—образец простран- ственной организации, которая является как бы калькой с первой. Нет таких различий, вплоть до различения правой и левой сторон, которые, отнюдь не будучи заложены в природе человека вообще, не были бы весьма вероятным образом продуктом религиозных, стало быть, коллективных представлений 2 . В китайском мышлении мы встречаем представление, согласно которому все качественные различия обладают каким-либо пространственным «соот- ветствием». Все бытие и все события распределяются определенным образом между сторонами света. Каждая из них соотнесена со своим цветом, своей сти- хией, своим временем года, своим символическим животным, определенным органом человеческого тела, одной из основных страстей и т. д., являющихся ее специфическими атрибутами и принадлежностью. Благодаря этой общей связи с определенным пространственным положением удается некоторым образом сблизить даже самые разнородные явления 3 . Классический конфуцианский памятник «Ли цзи», составленный в I в. до н.э., отражает представления о различных сферах духовной жизни древнего Китая. В трактате значительное количество информации связано со смертью, похоронами, трауром и т.п. В китайской пространственной пятичленной модели мироустройства запад ассоциировался со смертью. Больше всего упоминаний, связанных с пространством запада, в тех главах текста «Ли цзи», которые описывают траурные и похоронные события, ритуалы. В главе «Сан да цзи» 4 , посвященной похоронам и трауру, наибольшее количество пространственных упоминаний — именно о западе, той стороне 1 Кассирер Э. Философия символических форм. Том 2. Мифологическое мышление. М.; СПб: Университетская книга, 2002. С. 95–101. 2 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Анто- логия. / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М.: Канон+, 1998. С. 186–189. 3 Кассирер Э. Философия символических форм. Том 2. Мифологическое мышление. М.; СПб: Университетская книга, 2002. С. 103. 4 Использован текст в издании: Ли цзи и чжу / Ян Тяньюй чжуань. «Ли цзи» с пере- водом и комментариями: В 2 т. / Сост. Ян Тяньюй. Шанхай: Гуцзи чубаньшэ, 1997.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=