XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

308 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX напрягают силы над выкормкой шелкопряда и сучением пряжи, ткацкие станки не пустуют. [Во всех] девяти поясах [вассальных владений] прекращают вое- вать, на трех границах стихли ночные колотушки, западные жуны изменяются лицом, восточные и исполняют танцы [в качестве] подношения. От севера до юга доносятся голоса [о нeм] и [разносится его] учение, [живущие] к северу от Пустыни все приходят к вану [для изъявления покорности]». Также подчеркиваются добродетели императора по конфуцианской и древ- недаосской моделям, говорится об акте почитания им Лао-цзы через переиме- нование обители и благоволении Неба: «[Способность] постигать гармонию дарована [ему] Небом, верность Пути знакома [ему] от рождения. [Он] искренне превозносит сокровенный корень [Пути], и восхищается этой тропой совер- шенной мудрости. В третий год правления под девизом «У-дэ», [император] издал указ, [которым] даровал [обители] прекрасное имя и изменил [название] «Обитель Сторожевой башни» на «Обитель Совершенномудрого-прародителя». В резиденции предавался возвышенным думам о унаследованном от предков, расширял [влияние] клана и усиливал [славу] рода, начиная от [самого] при- колонного писца (Лао-цзы). Обрел единое и благодаря этому одухотворился. Следовал Пяти [Владыкам] и стал вровень с совершенномудрыми. [В] слабости стал деятельным проявлением Пути, мягкостью достиг предельной твердости. Умалился и снова умалился и так достиг преимущества. Многочисленное потом- ство тянется [за ним], счастье струится, а печаль утоляется. С самого начала царствования тщательно совершает жертвоприношения с возлиянием вина на священных платформах. Самоестественная ароматная ци, как будто туман, заполняет пустоту. Пятицветные облака плывут подобно балдахину из перьев». В описании посещения обители указывается еще одна добродетель — сво- евременность, поскольку решение о визите было принято, когдаЮпитер вошел в область неба под знаком ю 酉 , что считается благоприятным для правителей. Таким образом, Оуян Сюнь развивает основные элементы имперского мифа, усиливая фигуру первопредка династии, подтверждая легитимность императора и закрепляя за Лоугуань статус места, связанного с династией. Кейдун И. Б. (ДВФУ, Владивосток, АмГУ, Благовещенск ) Пространство запада и его соответствие событиям в жизни древнекитайского социума (по материалам конфуцианского трактата «Ли цзи») Пространство является одним из средств формирования единого миро- порядка, общей для всех системы опыта. Вместе со временем и числом про- странство образует универсальную систему координат, в которой все и вся,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=