XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 317 Источниковедение и историография Китая Рудь П. В. (МАЭ (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург) К проблеме научного описания китайской народной картины Доклад посвящен вопросам научного описания китайской народной кар- тины, которую в отечественной науке принято называть няньхуа . Тема доклада обусловлена проблемами, с которыми сталкиваются исследователи при опи- сании, атрибуции музейных объектов. Она также связана со сложностями, с которыми сталкивается читатель, получая информацию из каталогов и иссле- дований по китайской народной картине, коих в нашей стране и за рубежом публикуется достаточное количество. Несмотря на то, что доклад основан на материале описаний китайской народной картины, некоторые проблемы в равной степени касаются и многих других объектов культуры, составляющих коллекции музеев, архивов и библиотек. Китайская народная картина няньхуа является наиболее ярким примером и относится к той категории памятников, которую сложно понять без пояснений. Даже сегодня, при современной степени развития информационных технологий, картины чрезвычайно сложны и для изучения, и для понимания. Многое определяет опыт специалиста, с каждой просмотренной картиной возрастают знания, появляется способность обращать внимание на нужные детали композиции и символические образы. В качестве примеров в докладе используются картины из коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Коллекция музея составляет порядка 1500 листов, время изготовления картин охватывает примерно одно столетие ― период с середины XIX до середины ХХ вв. В условиях музейной работы мы можем говорить о двух типах описания предметов ― музейном и научном. Несмотря на кажущуюся близость, музей- ное описание включает формальные внешние технические характеристики предмета и нередко является лишь частью научного описания. Музейное опи- сание составляется с целью идентификации предмета в случае возникновения путаницы в системе нумерации, хранения или чрезвычайной ситуации. Этот тип описания в первую очередь работает на нужды организации или частного лица, где хранится тот или иной предмет. Научное описание значительно расширяет рамки музейного, к нему предъяв- ляются более строгие критерии. Основной целью этого типа описания, на наш взгляд, является создание культурного и информационного контекста, в котором будет существовать предмет, вырванный из своей естественной культурной среды. В результате работы с коллекцией китайских народных картин МАЭ РАН, анализа печатных и электронных каталогов картин была разработана, на наш взгляд, универсальная схема для описания и атрибуции памятников подобного типа. Основные параметры описания представлены в настоящей таблице.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=