XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

346 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция X монеты (сэндзу-мандзай 「 千秋万歳 」 , мира и спокойствия в Поднебесной (тэн- ка-тайхэй 「 天下太平 」 ), долголетия, знатности и богатства (тё:мэй — фу:ки, 「 長命富貴 」 ), вечной молодости без старости (ханаикэ — фуро:, 「 花生不老 」 ), оставить несчастья в прошлом, отвести удары судьбы и беды (кёо:-дзёкё:, 「 去殃除凶 」 , на вечные времена извести все беды и несчастья (мансай-эймэцу, 「 万災永滅 」 ), защита от всех недугов (мамбё:-фусин, 「 万病不侵 」 . На обратной стороне монеты-оберега наносились изображения с благопожелательным смыслом, например: Полярная звезда, рыба с двумя хвостами, черепаха-змея, дракон и птица, приносящая счастье, новолуние. Такие обереги в виде монет были заимствованы из Китая. И в этой связи следует подчеркнуть, что они прежде всего обладали, по мнению японцев того времени, магической силой и не рассматривались как средства обмена. 7 февраля 708 г. (5-год эры Кё:ун / Кэйун, первая луна, 11-й день) в про- винции Мусаси, уезде Титибу 武蔵国秩父郡 (ныне префектура Сайтама, город Титибу-си, 埼玉県秩父市 ) обнаружили самородную чистую медь, поэтому сменили девиз правления Кё:ун / Кэйун на Вадо: (дословно: Японская медь, 和 銅 ) и приступили в этом же году (первом году эры Вадо:, 和銅元年 ) к отливке японской медной монеты, дав ей название «Вадо: кайтин» 「 和同開珎 」 . Через три года (в 3-й год той же эры), в 710 г., двор переехал в столицу Хэйдзё:кё: (ныне Нара 奈良 ). C 708 по 958 г. было проведено 12 эмиссий медных монет. С ослаблением власти императорского двора, возникшими экономическими трудностями и значительным падением покупательной способности с середины X в. в Японии на долгое время центральным правительством прекращается отливка медных монет. Климова О. В. (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург) Японские переводчики айнского языка в XVII–XVIII вв. — по японским источникам 1 В XVII–XVIII вв. Япония придерживалась политики самоизоляции, и все немногочисленные контакты с внешним миром были строго регла- ментированы и жестко контролировались центральным правительством. Те немногочисленные места на территории Японии, где еще происходило соприкосновение с внешней культурой и иностранцами носили название «четырех входов» (ёццу но кути 四つの口 ). Так, на Цусима 対馬 был раз- решен вход судам из Кореи, Сацума 薩摩 — судам с Рюкю 琉球 , в Мацумаэ 1 Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект №20–09–00401. The reported study was funded by RFBR, project number 20–09–00401.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=