XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 359 Источниковедение и историография Японии начальником порта в Охотске, автором Атласа северной части Тихого океана «Из открытий, сделанных русскими моряками, капитаном Джеймсом Куком и его офицерами» 1782, и в 1792–1793 капитаном корабля первого русского посольства в Японию. Возможно, неоднозначная оценка результатов посоль- ства и предопределила, тот факт, что имя незаурядного морехода было забыто. Однако о нем оставили, пусть и небольшие, свидетельства Дайкокуя Кодаю, А. Лаксман и А. Н. Радищев (1749–1802). Обнаруженный в провинциальном архиве Британской Колумбии комплект рукописных карт Атласа, составленных штурманом Ловцовым в 1782 г., и изданный в 1991 г. на английском языке, не привлек внимания к имени этого незаурядного мореплавателя. Возможно, хранящиеся в РГВИА карты Японии, расширят наши представления о важном событии в истории российско-японских отношений. Синицын А. Ю. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) О надписях на комплектах самурайских доспехов из коллекции Цесаревича Н. А. Романова в собрании МАЭ (Кунсткамера) РАН В мае 2021 г. отмечается 130-летие «Путешествия на Восток», предприня- того в 1890–1891 гг. Цесаревичем Н. А. Романовым, заключительной частью которого стало посещение Японии по личному приглашению Императора Муцухито (Мэйдзи). Из Японии Цесаревичем была привезена обширная коллекция разнообразных японских раритетов, большая часть которой в 1893 г. была передана в МАЭ. В состав этой коллекции входили и три ком- плекта традиционного самурайского доспеха. Два из них экспонировались на постоянной экспозиции «Япония», созданной в 1969 г. сотрудниками МАЭ 1 Г. А. Гловацким и Р. А. Ксенофонтовой и стали одним из символов музея (витрина «Самураи»). Оба доспеха были надеты на изображавших самураев манекены, отличавшиеся угрожающими позами и экспрессивным выражением лиц. Оба доспеха являются шедеврами оружейного искусства Японии пери- ода Эдо; оба относятся к общей разновидности то:сэй-гусоку . Один из них (МАЭ № 312–67) с массивной пятичастной ламинарной кирасой сэндай-до:, декорированный накладными изображениями «трилистников мальвы в круге» (гербы военных домов Токугава иМацудайра), изображениями 12 циклических животных ( дзю:ниси ), мифическими животными («китайским львом» сиси и единорогом кирин ) и маскароном демона сикигами — стилистически очень напоминает манеру мастеров семьи Мётин. Другой доспех (МАЭ № 312–75) с двухчастной ламеллярной кирасой, набранной из мелких кожаных чешуек 1 В тот период — ЛО ИЭ АН СССР им. Н. Н. Миклухо-Маклая.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=