XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

362 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция X но-историческом произведении «Гукансё» («Мои случайные мысли») 1 (1221) и восьми циклах японских стихотворений вака (1213–1220) 2 , поднесенных в святилища и храмы. Проведенный нами текстологический анализ произведений Дзиэна позволяет понять пространственно-временные представления Японии XIII в. Изучение произведений Дзиэна особенно плодотворно для понимания фило- софских идей средневековой Японии, т.к. автор был знаменитым японским поэтом, являлся высокопоставленным буддийским ученым и назначался главой влиятельной при дворе буддийской школы Тэндай, написал первый в Японии историософский труд («Гукансё»). Дзиэн описывает историю Японии в рамках буддийской картины мира 3 . Согласно «Абхидхарма-Коша» хронотоп буддийской культуры — это «три мира» (мир форм, мир не-форм, мир желаний) 4 и «великая кальпа» (кальпы пустоты, становления пребывания и разрушения), представляющие простран- ство и время соответственно. Дзиэн помещает свою страну в этот буддийский пространственно-временной контекст. Япония—маленькая страна на окраине буддийского мира около Южного материка (Джамбудвипа) в «мире желаний». История Японии разворачивается в ухудшающейся половине одной из малых кальп в средней кальпе пребывания. Этот общебуддийский хронотоп Дзиэн дополняет специфическими япон- скими чертами: пространственно-временной концепцией японского буддизма « сангоку маппо » («три страны в последние дни Закона». Дзиэн считал свое время периодом упадка буддийского закона, или «последними днями Закона» (« маппо »). Одна из периодизаций «Гукансё» и вся структура этого произведения основаны на представлении о том, что история буддийского учения после отхода БуддыШакьямуни в нирвану делится на три периода: истинного Закона, подобия Закона, последних дней Закона. Дзиэн пишет историю Японии для периода « маппо », когда люди перестают понимать буддийское учение, и поясняет в своих стихотворениях, как жить в этот период. Пространственная концепция « сангоку » (буквально «три страны», Индия, Китай и Япония) в рассматриваемый период тесно связана с временной концеп- цией « маппо ». Япония в этой последовательности—последняя страна в линии передачи буддийского учения, расположенная на периферии буддийского мира. 1 Дзиэн. Гукансё (Мои случайные мысли). Токио: Иванами сётэн, 1967 (на яп. языке) 2 Дзиэн. Сюгёкусю (Собрание драгоценных жемчужин) в 2-х т. / Ред. Кубота Дзюн, ком. Исикава Хадзимэ, Ямамото Хадзимэ. Токио, Мэйдзи Сёин. Т. 1. 2008 (на яп. языке). 3 Трубникова Н. Н., Бачурин А. С. История религий Японии IX–XII вв. М.: Наталис, 2009. С. 440–443. 4 Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2: Раздел III: Учение о мире; Раздел IV: Учение о карме / Изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. М: Ладомир, 2001. С.180 –183.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=