XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

370 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XI в 1960-е гг., когда специалисты из разных областей науки — историки, архе- ологи, этнографы, языковеды и др., провели плодотворные дискуссии, в том числе пытаясь разрешить загадку его расположения 1 . В эти же годы выходит и знаменитая монография Ли Чжирина, в которой он попытался систематизировать все накопленные к тому моменту сведения и подвел широкую доказательную базу под ляодунскую теорию расположения Древнего Чосона 2 . Одновременно выходит и ряд других статей, предполага- ющих наличие у Древнего Чосона двух центров — на Ляодунском п-ве и на северо-западе Кореи, а также постепенное перемещение центра государствен- ного образования с запада на восток 3 . В 1970-е и 1980-е гг. представления о местоположении Древнего Чосона в целом не претерпели значительных изменений. Его территория все также помещалась на обширных просторах Ляодунского полуострова и северо-запада Кореи 4 . При этом расположение южной его границы на Корейском полуострове было дискуссионным и помещалось то на р. Чхончхонган, то южнее — на р. Есонган 5 . В то же время в этот период оформилась интересная концепция так называемого «внекорейского» расположения ханьских округов, которую частично выдвинул еще Ли Чжирин (о ляодунском расположении округа Лолан). Суть ее заключается в том, что все четыре ханьских округа, соз- данных на территории Древнего Чосона после его завоевания Империей Хань, находились за пределами Корейского полуострова. В этой концепции отчетливо угадывается идеологическая составляющая —желание «избавить» Корею от захвата ханьцами в древности, к сожалению, путем манипуляции историческими фактами 6 . В 1990-е гг. вместе с нарастающей идеологизацией изучения истории в КНДР появляется новая «пхеньянская» теория, согласно которой первым и единственным центром Древнего Чосона был Пхеньян и его окрестности. Границы государства на начальном этапе простирались от р. Амноккан — на севере, до р. Ханган—на юге. Однако в период наибольшего могущества—во второй половине 3 тыс. до н. э., по мнению северокорейских историков, Древ- 1 Чосон рёкса (сан) (История Кореи. Ч. 1). Токио. 1963. С. 25–33; Чосон тхонса (сан) (Общая история Кореи. Ч. 1). Пхеньян. 1962. С. 41–48. 2 Ли Чжирин. Кочосон ёнгу (Исследование Древнего Чосона). Пхеньян. 1964. C. 11–43. 3 Бутин Ю. М. Древний Чосон: (Ист.-археологический очерк). Новосибирск. 1982. С. 4. 4 Чосон тхонса (сан) (Общая история Кореи. Ч. 1). Пхеньян. 1987. С 33–38. 5 Бутин. Ю. М. Указ. соч. С. 6. 6 Кочосон мунчжэ ёнгу ронмунчип (Сборник исследовательских статей по вопросам Древнего Чосона). Пхеньян. 1977. С. 56–73.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=