XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 385 Источниковедение и историография Кореи ским хроникам, а также допросам пойманных мятежников, обнаруживается, что заговорщики убеждали людей присоединяться к ним, апеллируя не столько прямой выгодой, сколько необходимостью: подобно тому, как друг друга сменяют времена года, так и правители должны уходить, когда наступает их черед; и мятеж — это естественный процесс, подобный тому, как ветер сры- вает сухие листья. Заговорщиков роднила и иная особенность их дискурса — утверждение, что новым правителем государства Чосон станет некий Чон Чинин ( 鄭眞人 ). К XIX в. эта вера только укрепилась: почти каждое восстание сопровождалось лозунгами в поддержку этого персонажа. Руководители мятежей позициони- ровали себя не как будущих правителей страны, но как предвестников смены династии. Однако если взглянуть на состав мятежных группировок, то ни одного Чон Чинина среди них не найдется. Он является образом, пришедшим в корейскую культуру из китайской философии, а именно из главы VI «Великий учитель» трактата «Чжуан-цзы». Там встречается понятие 眞人 , что можно перевести как «настоящий человек» (кор. чинин ): бесстрашный, справедливый, искренний, честный — т.е. легендарный совершенномудрый 1 . Иными словами, «Чинин»—не имя, а суть; воплощение образа идеального правителя, каким его видели представители образованных сословий. А Фами- лия Чон — результат популярности «Записей Чон Кама». При этом одновременно существовало несколько разных анонимных проро- честв, в которых упоминался Чон Чинин: о нем было известно, что он придет с юга (в некоторых сочинениях — приплывет с одного из южных островов), а  поном его клана считалась гора Керёнсан (провинция Чхунчхон). Отметим, что Керёнсан — источник благополучия династии Чон в «Записях Чон Кама». Анализируя различные пророчества и книги предсказаний позднего Чосона, современные корейские историки заключают, что Чон Чинин упоминался в пророчествах XVII–XIX вв. как по имени, так и иносказательно — «совер- шенномудрый Чон» ( Чон сонин ), «тот, кто придет с юга», «тот, кто родится на острове»; в некоторых случаях имя этого персонажа звучит иначе. Например в «Обзоре истории по годам» ( 要覽歷歲 , Ёрам ёксе ) его называют Чон Доин ( 鄭道仁 ) 2 , дословно «путь гуманности». Иными словами, можно сделать вывод, что персонаж Чон Чинин перво- начально появляется как безымянный герой пророчества, но постепенно при- обретает черты реального человека и обязательные для будущего правителя качества, а также собственную биографию. 1 Подробнее см.: Малявин В. В. Чжуан-цзы. М., 1985. С. 95–96. 2 Ким Тхак. Чон Кам нок: национальное предсказание желаемого будущего (Чон Кам нок: сесан-ыль ккумккунын минджундыр-ый еонсо). Саллим, 2005. P.60–61

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=