XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 393 Монголоведение, тибетология, буддология Варенов А. В. (НГУ, Новосибирск) Отечественная историография о зверином стиле в петроглифах Западного Тибета 1 Петроглифы на территории Тибета были открыты в 1985 г. в уезде Житу (Рутог), расположенном на западе региона 2 . В нашей стране первая (и пока единственная) статья, специально посвященная петроглифам Тибета, увидела свет лишь 20 лет спустя 3 . В ней авторы описали природные условия и кратко рассказали об основных памятниках наскального искусства автономного района, сопроводив свой труд несколькими иллюстрациями. Они отметили, что наиболее богат наскальными рисунками уезд Житу (Рутог), особенно вблизи населенного пункта Лурулангка. Большое внимание уделено местонахождению Жэньмудун (Жумудун / Римодонг), в частности, первой группе петроглифов из пункта 1 4 . К сожа- лению, весьма подробное текстуальное описание наскальных рисунков из этого пункта у наших авторов плохо стыкуется с воспроизводимыми ими же изображениями. Например, упоминаются «две фигуры всадников с головами баранов» 5 . При обращении к рисунку 1 из той же статьи несложно убедиться, что бараньи головы имеются не у самих всадников, а у их ездовых животных. Как очень важные, Д. В. Черемисин с соавторами отмечает пункты [скальные плоскости — А. В .] 8, 12 и 13 в той же группе 1, где «представлены различные животные, причем их позы и детали оформления… вызывают очень близкие аналогии с искусством ранних кочевников Южной Сибири и Центральной Азии» 6 . К сожалению, рисунки этих петроглифов в русскоязычной статье не приводятся, а из описания «деталей оформления» сообщается только о «позе на цыпочках» и «спиралевидных украшениях (волютах) на теле». Это обсто- ятельство вынуждает нас обратиться к первичным публикациям наскальных рисунков «в зверином стиле» из Жэньмудун. 1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект 18–09–00557: «Изучение памятников наскального искусства в археологии Китая (эпохи Древности и Средневековья)». 2 У Цзюнькуй, Чжан Цзяньлинь. Сицзан Житу сянь гудай яньхуа дяоча цзяньбао [ 仵君魁,张建林。西藏日土县古代岩画调查简报 ]. Краткий отчет о разведке древних петроглифов в уезде Житу в Тибете // Вэньу. 1987. № 2. С. 44–50. (на кит. яз.). 3 Черемисин Д. В., Прокофьева И. В., Комиссаров С. А. Петроглифы Тибета // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2006. Т. 5. Вып. 3: Археология и этнография. С. 248–255. 4 Правильнее переводить использованный в китайской статье термин «янь мянь» ( 岩面 ) не как «пункт» (что сделали отечественные авторы), а как «скальная плоскость». 5 Черемисин Д. В., Прокофьева И. В., Комиссаров С. А. Цит. соч. С. 249, рис. 1. Там же. С. 250. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=