XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

104 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV В контексте изучения взаимоотношений России и Востока особый интерес представляют работы русских белоэмигрантов, внесших заметный вклад в документирование эпиграфического наследия Древнего Египта. Один из них, Николай Мельников, работал иллюстратором в составе американской экспе- диции в Гизе под руководством Дж. Э. Райзнера. Несмотря на то, что рисунки Н. Мельникова, сделанные с эпиграфических памятников, часто неточны, они весьма красноречиво характеризуют методику работы с эпиграфическими памятниками в поздние годы жизни Дж. Э. Райзнера. Сопоставляя данные по уже проведенным полевым эпиграфическим изысканиям, автор выделяет основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при работе с корпусом опубликованных эпиграфических источ- ников из Восточной Гизы: неравномерный охват памятников, неоднородность методик и техник, использованных при передаче трехмерных рельефов в двух- мерных копиях, ошибки художников и эпиграфистов. Многие гробницы на территории Восточного некрополя — одной из наиболее посещаемых частей Гизы — нуждаются сегодня в срочном и качественном документировании сохранившихся рельефов. Необходимый баланс между скоростью и качеством может быть достигнут за счет современных техник цифровой эпиграфики. Лопатин М. Д. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Проблема праведного страдальца и божественной несправедливости в древневосточных, античных и раннехристианских сочинениях Последовательное развитие представлений о месте зла в мире, созданном высшей силой, и о причинах страданий праведных людей прослеживается не только в библейских, античных и раннехристианских, но и в целом ряде месопотамских и египетских произведений. Некоторые из них можно было бы достаточно условно назвать теодицеями («богооправданиями»), однако их целью главным образом являлось восхваление того или иного бога и возвыше- ние его над остальными. Поэтому употребление термина «теодицея» в отно- шении древневосточных текстов не совсем корректно 1 . Безусловно, вопросы о том, почему бог допускает существование зла и почему страдают невинные, волновали и древних авторов. При этом нельзя считать справедливым расхожее мнение о том, что политеистическое мировоззрение древних связывает зло лишь со злыми духами и божествами. 1 Клочков, И. С. Старовавилонская поэма из цикла сочинений о невинном стра- дальце // ВДИ. 1978. №143/1. С. 19.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=