XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 105 Секция имени акад. В. В. Струве: источниковедение и историография Древнего Востока Вшумерской и ассиро-вавилонской литературе («Человек и его бог», «Муж со стенаньем…», «Восславлю я владыку мудрости», «Вавилонская теодицея») именно боги творят зло и в силах избавить человека от страданий, однако при- чина их гнева или милости может оставаться неясной; начинает формироваться теоцентристская точка зрения, хотя индивидуум все еще находится в центре внимания. В египетской мифологии зло чаще рассматривается в рамках гло- бального противостояния космического порядка-Маат и хаоса-Исфет; в таких текстах, как «Поучения Мерикара» 1 и «Речения Ипусера» 2 , способные к состра- данию боги-создатели творят зло в ответ на бесчинства людей, осуществляя тем самым божественное правосудие, при этом акцент делается на страдании не отдельных людей, а общества в целом 3 . Теоцентризм окончательно утверждается в библейской книге Иова: в отли- чие от месопотамских поэм, дистанция между человеком и богом здесь очень велика, при этом Иова некий Елиуй и сам Господь упрекают в излишнем эгоизме (Иов 34:16–20, 40:1–4, и др.); в то же время развивается представ- ление о предопределенности и неисповедимости божественного промысла. В античной традиции проблемы зла касались, например, стоики и эпикурейцы. Согласно первым, всякое зло имеет свое предназначение и смысл, которые станут известны в будущем, а мировой порядок всецело управляется богами. Последователи эпикуреизма, в том числе Лукреций («О природе вещей») 4 и Цицерон («О природе богов») 5 , отрицали участие богов в жизни людей вообще и в сотворении зла в частности. Христианский мыслитель Лактанций («О гневе Божием») приводит и точку зрения стоиков, и так наз. «эпикурейскую трилемму», но критикует обе пози- ции: основное назначение зла — в том, чтобы человек научился различать добро, в то время как зло намеренно оставлено Богом, чтобы человек мог всякий раз противостоять злу, выбирая добро 6 . Примечательно, что в трактатах Августина («О порядке вещей», «О граде Божием», и др. 7 ) многие из зародив- 1 Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара. Пер., комм. А. Е. Деми- дчика // Кузищин В. И. (ред.). История Древнего Востока: Тексты и документы. М., 2002. С. 17–23. 2 Речения Ипусера. Пер., комм. В. В.Струве // Там же. С. 38–47. 3 Enmarch R. Theodicy // Dieleman J., Wendrich W. (eds.). UCLA Encyclopedia of Egyptology. Los Angeles, 2008. 4 Тит Лукреций Кар: О природе вещей. Пер. Ф. А.Петровского. М., 1983. 5 Марк Туллий Цицерон: Философские трактаты. Пер., комм. М. И.Рижского. М., 1985. С. 60–190. 6 Лактанций: О творении Божием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитомы божественных установлений. Пер., вступ. ст. В. М.Тюленева. СПб., 2007. С. 13–18, 103–104. 7 Блаженный Августин. Творения в 4‑х т. СПб., Киев, 2000.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=