XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

110 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV ( Мидии )» (Кн.Иеремии 51:27–28). Исследователи считают это библейское свидетельство реальностью 594 г. до н. э. 1 Данные письменных источников позволяют предполагать, что только в VIII в. до н. э. после прекращения кровопролитных войн начались взаимные поиски союзнических контактов между Манной, с одной стороны, и Ассирией и Урарту, с другой. Именно это и могло послужить толчком к началу культур- ных контактов между ними. Повлияла ли новая геополитическая ситуация на развитие культуры Маннейского царства, и именно на его изобразительное искусство? Одним из признаков маннейской культуры являются расписные глазурован- ные кирпичи с фигурными и орнаментальными изображениями. Появление на них изображений ассирийских и урартских божеств и атрибутов религиозных обрядов может положительно ответить на поставленный вопрос. Что касается геометрического и растительного орнамента, то учитывая его популярность на Древнем Востоке на протяжении тысячелетий, необходимо было определить преобладание того или иного орнамента и сочетание его элементов в каждой из этих культур. И в этом случае маннейская орнаментика отражает особенности ассирийской и урартской изобразительности. Очевидно, что VIII в. до н. э. стал наиболее плодотворным для формирова- ния маннейской культуры в рамках взаимодействия с культурой доминирующих стран этого времени. Мещерская Е. Н. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Особенности рассказа о крещении Эфиопии в «Церковной истории» Руфина (IV в.) Христианские источники, из которых можно почерпнуть сведения о креще- нии Эфиопии, делятся на две группы. Первая — раннехристианская группа — Деяния апостолов 8:26–39, литература апостольских деяний, приписывающая христианизацию Эфиопии разным апостолам—Матфею, Андрею, которые не вызывают уверенности в их подлинности. Более реальные исторические факты получили описание в источниках второй группы, датируемых начиная с конца IV в. Существует два основных рассказа, которые сохранились в «Церковной истории» Руфина и «Церковной истории» Филосторгия. В докладе мы проанализируем рассказ из «Церковной истории» Руфина Туранского. Руфин (ок. 345–410 гг.) —римский церковный деятель и писатель, 1 Медведская И. Н. Рец. на кн.: S. Zawadski. The Fall of Assyria and Median-Baby- lonian relations in light of Nabopolassar Chronicle. Poznan, Delft, 1988 // ВДИ. 1992. № 1. С. 226–231.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=