XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 111 Секция имени акад. В. В. Струве: источниковедение и историография Древнего Востока который известен, прежде всего, как переводчик на латинский язык грекоязыч- ных авторов, в том числе знаменитой «Церковной истории» Евсевия Кесарий- ского. Он дополнил текст Евсевия двумя книгами. Эти две дополнительные книги были написаны им после 402 г. и являются ценными источниками по истории христианства, поскольку донесли до нас уникальную информацию о некоторых событиях. К числу таковой относится его рассказ о христианиза- ции «дальней» или «противоположной» Индии, так Руфин называл Эфиопию, противопоставляя ее «ближней» или «посюсторонней» Индии, т.е. Южной Аравии. В повествовании, действие которого происходит ок. 330 г., излагается история двух отроков, Фрументия и Эдезия, которые оказавшись в плену у жителей Эфиопии, не только выжили, но заняв видное положение при царском дворе, много сделали для насаждения в этой стране христианства. Этот рассказ по своему содержанию и по форме близок к особому раз- ряду апокрифических сказаний, посвященных теме обращения в христиан- ство иноверного монарха. Для всех этих сказаний характерен один общий мотив — чудесное исцеление обращаемого от болезни или даже, иногда, его воскрешение апостолом Христа, который трактуется символически: недуг—это язычество, исцеление или воскрешение—освобождение от грехов- ного заблуждения. Но повествование Руфина, в отличие от этих сказаний, имеет ряд особенностей, когда автор отступает от традиционной формы религиозной легенды, и история развивается как рассказ о совершенно реальных событиях 1 . В докладе будет рассмотрен ряд реалистичных особенностей рассказа Руфина. 1. Морское путешествие, предпринятое жителем приморского Тира филосо- фомМеропием, не было каким-то уникальными из ряда вон выходящимдля этого времени событием. О путешествиях и торговых поездках из Средиземноморья в Красное море и Индийский океан в римское и ранневизантийское время нам известно по самымразнымисточникам, и эта проблема получила исчерпывающее освещение в научной литературе 2 . Рассказ Руфина будет сопоставлен с самым показательным литературным источником «Периплом Эритрейского моря» 3 . 1 Rufinus Turranius. Historia ecclesiastica. Lib.X, cap. 9–10 // Eusebius Werke. Bd. 2. / Hrsg. E. Schwartz, dearb. Th.Mommsen. Leipzig, 1908. S. 971–973. 2 Хвостов М. История восточной торговли греко-римского Египта (332 г. до Р. Х. — 284 г. по Р. Х.). Казань, 1907; Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951; Ирмшер И. Византия и Индия // Византийский временник. Т. 45. М., 1984. С. 66–71. 3 The Periplus of the Erythraean Sea by unknown Author, with some Extracts from Agatharkhides «On the Erythraean Sea» / Trnsl., ed. by G. W.B. Huntingford. L., 1980 (Har- luyt Society, 2 Ser., №151); Русск. пер. см.: Бауэр Г. М. Неизвестного автора «Перипл Эритрейского моря», (1–18) // Дрейер О. К. (ред.), Берзина С. Я., Куббель Л. Е. (сост.). История Африки в древних и средневековых источниках. Хрестоматия. 2‑е изд. М., 1990. С. 99–110.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=