XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

112 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV 2. Конфликт, разгоревшийся в гавани Красного моря между командой кора- бля и местными жителями, также имеет под собой реальную почву и может быть истолкован вполне адекватно, исходя из особенностей экономической политики Византийской империи этого времени 1 . 3. В рассказе Руфина исторически достоверным следует признать и ту его часть, где говорится о поездке одного из героев Фрументия в Александрию и его рукоположении там у архиепископа Афанасия Александрийского. Мы предполагаем, что это событие и утверждение в Аксуме епископии произошло между 346 г. и началом 350 г. Личность Фрументия, как она описана у Руфина, плохо соответствовала традиционным представлениям о церковном харизма- тическом лидере. Это ощущали византийские историки, и позднее некоторые из них, например, Никифор Каллист дополнил характеристику Фрументия более уместными для крестителя фразами, в том числе и такими, в которых говорилось об исцелении душ и тел крещенного им народа 2 . Тем самым Ники- фор восстановил символику целительства, присущую христианским рассказам о крещении. Москалева А. О. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Археологические раскопки в Кюльтепе: новейшие исследования Древний город Канеш (соврем. Кюльтепе) был расположен в центральной Анатолии в 18 км на северо-восток от современного г. Кайсери (Турция) на пересечении важных торговых путей и являлся, по мнению многих исследова- телей, торговой колонией Ашшура 3 . Расцвет этого города приходится на начало II тыс. до н. э. (XXI-XVIII вв. до н. э.). После того, как правитель Ашшура Эришум I провел экономические реформы и упразднил государственную монополию на торговлю, многие частные фирмы и коммерческие организации 1 Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951. С. 67–68. 2 Nikephoros Kallistos. Historia ecclesiastica. Lib. VIII, cap. 35 // Patrologia graeca. T. 146. Paris, 1865. Col. 132–133. 3 Многие отечественные и зарубежные исследователи (Б. Ландсбергер, Н. Б. Янков- ская, И. М.Дьяконов, Т. Озгюч, М. Т.Ларсен, Х. Эрол, С. Мишель, Ф. Кулакоглу) счи- тают Каниш торговой колонией Ашшура. Однако, к примеру, Н. Б.Янковская вслед за П. Гарелли с осторожностью использует такое определение Каниша, подчеркивая, что только пригород действительно формировался под влиянием ассирийцев и что на основании архивов Каниша нельзя считать данное поселение ни ассирийским, ни вообще аккадским (Янковская Н. Б. Клинописные тексты из Кюль-тепе в собраниях СССР (Письма и документы торгового объединения в Малой Азии ХIX в. до н. э.). М., 1968. С. 19, 21).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=