XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 115 Секция имени акад. В. В. Струве: источниковедение и историография Древнего Востока нуться домой. ЗХ § 132 посвящен случаю, когда замужнююженщину обвиняет в прелюбодеянии третье лицо (букв. на нее «показывают пальцем в отношении другого мужчины»), и, хотя она не была схвачена с любовником, ей следует пройти водную ордалию ради своего мужа ( ana mutī‑ša d íd išalli ). В ЗХ § 142–143 сообщается: если жена отречется от своего мужа и запретит ему иметь с ней супружеские отношения, то это дело должно быть рассмотрено кварталом. Если женщина невиновна, а ее муж ей изменяет и унижает ее, то она будет свободна от наказания и может взять свое приданое и вернуться в дом отца; если же женщина изменяет, растрачивает имущество дома и унижает мужа, то ее следует («могут/должны») бросить в воду ( ana m inaddû‑ši ). Помимо законодательных сборников, от этого периода (конец III — начало II тыс. до н. э.) сохранилось немало юридических документов, в том числе более десятка судебных протоколов, в которых зафиксированы реальные, конкретные случаи разбирательства по поводу супружеской измены 1 . Они происходят из трех городов Южной Месопотамии: из Ниппура, Ларсы и Ура. В рассматри- ваемых судебных протоколах засвидетельствованы разные варианты решения дел о супружеской неверности: женщине вместе с любовником выносится суровое наказание 2 (UET V 203); с жены на суде берут клятву в невиновности (NSG 24); невеста на суде сознается в измене, и жених расторгает помолвку (NSG 205 II); женщина (уличная блудница) на суде дает клятву, что она впредь не будет вступать в интимные отношения с этим мужчиной, вероятно, женатым (BM 13912; ср. Законы Липит-Иштара §30). Один из судебных протоколов, составленный в середине 20 в. до н. э. в городе Ниппуре (IM 28051) 3 , подробно рассматривается в докладе. Судя по этому тексту, некий Эрра-малик, муж, обвинил свою жену, Иштар-умми, в растрате его имущества и измене. Характер наказания, к которому пригово- рили женщину в результате данного разбирательства, не имеет параллелей ни в законодательстве, ни в текстах других судебных протоколов: женщине бреют половые органы, прокалывают колышком нос, и в таком виде водят по городу. 1 Westbrook R. Adultery in Ancient Near Eastern Law // Wells B., Magdalene R. (eds.). Law from the Tigris to the Tiber: the Writings of R. Westbrook. Vol. 1: The Shared Tradition. Part 2: The Tradition in Legal Practice. Winona Lake, Indiana, 2009. P. 245–287; Stol M. Women in the Ancient Near East. Boston, Berlin, 2016. 2 Шум. nam.giš.dim.še 3 ba.an.sum.mu.uš «к столбованию он их приговорил»; это место исследователи переводят так: «zum Pfale verurteilte er sie» (Kraus F. R. Neue Rechtsurkunden der altbabylonischen Zeit // WO 2. 1955. S. 120–136; см. с. 131); “(the king, who) gave them to the stake” (Westbrook. 2009. P. 268); неясно, закончился ли этот инцидент казнью любовников, которых застали врасплох, или упомянутое в документе наказание заключалось в чем-то другом. 3 Greengus S. A Textbook Case of Adultery in Ancient Mesopotamia. Hebrew Union CollegeAnnual 40–41. 1969–1970. P. 33–34.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=