XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

116 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV Судя по сохранившимся законодательным памятникам и судебным про- токолам, реальная практика регулирования семейных отношений в Южной Месопотамии конца III— начала II тыс. до н. э. во многом сохраняла, по-ви- димому, традиционный характер и была гораздо разнообразнее официального законодательства, с помощью которого государство стремилось максимально унифицировать жизнь общества, в том числе и семейные отношения. Немировская А. В. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Древневосточные корни иудейской и христианской традиции: вавилонский месяц поминовения усопших абу и прообразовательное богословие (от почитания царя Гильгамеша к Успению Пресвятой Богородицы) В клинописных текстах из Южной Месопотамии конца III тыс. до н. э. содержится древнейшее письменное свидетельство существования особых ритуальных действий в месяц абу (июль-август), посвященных обрядам поминовения усопших (духов предков); в дальнейшем, во II–I тыс. до н. э. эти ритуалы упоминаются и в вавилонских, и в ассирийский источниках. С празд- нествами поминовения духов умерших были, в частности, связаны ритуалы в честь обожествленного царя г.Урука Гильгамеша, почитавшегося в качестве одного из правителей Загробного (Подземного) мира 1 . В связи с ритуалами в честь Гильгамеша примечательно упоминание 9-го дня, или — в зависимо- сти от интерпретации — «девятидневки» (акк. tu‑ šu‑ˀ‑ú UD‑ mi ) 2 месяца абу (Вавилонская Астролябия, 2-я пол. II тыс. до н. э.). Иудейская диаспора Вавилонии заимствовала вавилонский календарь, о чем упоминается в Талмуде ( j. Roš Haš. 1.56d) 3 . Традиция скорби 5‑го вавилонского 1 Cohen M. E. Cultic Calendars of the Ancient Near East. Bethesda, 1993. P. 259–261, 277, 319–321; Scurlock J. Magical uses of Ancient Mesopotamian Festivals of the Dead // Meyer M., Mirecki P. (eds.). Ancient Magic and Ritual Power. Leiden, New York, Köln, 1995. P. 93–107; George A. R. The Babylonian Gilgamesh Epic. Vol. 1–2. Introduction, critical edition and cuneiform texts. Oxford, 2003. P. 124–135; ГильгамешИ. М.Дьяконова: попытка реставрации. Вступ. ст. Л. Е.Когана; пер. с акк. и коммент. Р. М.Нуруллина (продолжение) // ВДИ. 2012. № 4. С. 220–263. 2 tušūˀa “Neunfaches” (GAG § 16m*) // tušuˀa “ninefold” OB; tušuˀû adv. “on the ninth day” jB (CDA p.411) // “for nine days” (George 2003, 126) // «на девятый день» (ВДИ. № 4. 2012. С. 232 + сн. 191). 3 Ydit M. Av, The Fifteenth of // Skolnik F., BerenbaumM. (eds.). Encyclopaedia Judaica. 2nd ed. Detroit, New York, 2007. Vol. 2. P. 714–716; Vanderkam J. C. Calendars. Ancient Israelite and Early Jewish // Freedman D. N. (ed.). Anchor Bible Dictionary. Doubleday, 1992. Vol. 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=