XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

118 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV В этом, очевидно, проявилось восходящее к глубокой древности отношение, прежде всего, к 5‑му вавилонскому месяцу как к наиболее опасному в году, чреватому масштабными природными и социальными бедствиями. Неслучайно основным днем поминовения Богородицы в конечном счете оказался именно тот, который приходится на древний месяц абу/ав . Николаев А. Н. (Государственный Эрмитаж, ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Ожерелье с древнеегипетскими скарабеями В коллекции Государственного Эрмитажа под несколькими инвентарными номерами (ДВ-3054, ДВ-3055, ДВ-3056 и др.) хранится колье, а также серьги из золота, выполненные в египетском стиле в XIX в. При создании ожерелья было использовано двадцать семь амулетов, а также четырнадцать оригинальных египетских скарабеев, из которых десять имеют надписи или орнаментальные изображения на нижней стороне. Основываясь на фундаментальных работах по классификации известных скарабеев О. Киля 1 , Д. Бен-Тор, а также на основных публикациях коллекций для большинства скарабеев удалось найти близкие по оформлению аналогии. 1) надпись: jmn «Амон», окруженная ожерельем; 2) над- пись: mn-xpr-raw «Тутмос III », tj.t jmn «образ Амона»; 3) надпись: wp-m-nfr.t «Уп-эм-нефрет» (имя собственное); 4) изображение: цветок с четырьмя окру- глыми и четырьмя треугольными лепестками; 5) надпись: mn-xpr-raw «Тутмос III», кобра и двойной урей с солнцем сверху; 6) надпись: aA-xpr.w-raw «Аменхотеп II», nTr-nfr nb tA.wj «молодой бог, владыка обеих земель», mrw (n) jmn «любимый Амоном»; 7) изображение: спиралевидные завитки, знак nfr «добрый»; 8) изо- бражение: антропоморфное божество, солнце, лотос; 9) надпись: xa dSr.t wDA.t nb «появление Красной короны во всей целостности»; 10) надпись: xa dSr.t Dd nb «появление Красной короны во всей вечности». Анализ представленных типов позволяет утверждать, что скарабеи в ожерелье относятся к очень широкому временному диапазону от начала Среднего царства до Римского периода; неко- торые из них, в частности, № 10 испытали ближневосточное влияние. Использованные в эрмитажном ожерелье амулеты это: головы змей (защита от возможных укусов), сердца (средоточие мыслей и чувств), столбы-джед (символ вечности), цветок лотоса, семенная коробочка лотоса, статуэтки Исиды, Нефтиды, Ра, Амона, Хнума, Сохмет. Датироваться подобные амулеты могут эпохой Среднего царства – Римского времени, однако максимум их распространения приходится на Новое царство. 1 Keel O. Corpus der Stempelsiegel-Amulette aus Palästina/Israel: von den Anfängen bis zur Perserzeit. Einleitung. Freiburg (Schweiz); Göttingen, 1995 и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=