XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 117 Секция имени акад. В. В. Струве: источниковедение и историография Древнего Востока месяца абу трансформировалась в иудейский траур 9‑го дня месяца ав (евр. tiš ˁå b ə - ˀåḇ ) по разрушенному Первому иерусалимскому храму (храму Соломона); впоследствии — Второму (отстроенному царем Иродом в I в. до н. э.), а в так наз. прообразовательном христианском богородичном богословии — в траур по усопшей Деве Марии. Основанием последнего послужило то, что, согласно христианским богословам, Иерусалимский храм (как и его «портативный» прототип — ветхозаветный Ковчег завета со скрижалями) символизировал Богородицу 1 . Связь между христианской традицией празднования Успения Богородицы (вост.-христ.), или Триумфа Девы Марии (зап.-христ.), с одной стороны, и иудейской традицией траура по разрушениюИерусалимского храма, с другой, прослежена в работах А. А. Алексеева. Импульс возникновению и развитию христианских праздников дал Миланский эдикт (313 г.). Первым новым празд- ником стало Рождество ( Natalis Domini ). Эфесский собор (431 г.) официально утвердил титул Богородицы ( Theotokos ). 15 августа как дата празднования Успения впервые появляется в армянских источниках V в., а затем в сирийских благодаря влиянию ярого поборника иерусалимских богослужебных традиций эдесского епископа Раббулы (ум. 435 г.). 15 августа Юлианского календаря (29 августа по Григорианскому летоисчислению) является принятым в христи- анской традиции соответствием 9‑го дня иудейского месяца ава . Согласно как иудейско-раввинистическим 2 , так и новозаветным представлениям разрушение Иерусалимского храма служит сигналом прихода в мир Мессии. По мнению исследователей, именно эта богословская концепция послужила основанием для определения даты главного богородичного праздника — Успения 3 . Апокрифический цикл на сирийском языке «Исход Марии» (предположи- тельно переведен с греческого в III в.) содержит апостольское постановление о памятных днях, посвященных ДевеМарии, которые наступают трижды в году, а именно в месяцы: канун-второй (январь), ияр (май) и ав (август) 4 . Их основ- ное содержание — молитва к Богородице о спасении от природных напастей. 1 Алексеев А. А. Библия в богослужении. Византийско-славянский лекционарий. СПб., 2008. С. 46, 166–167; Мещерская Е. Н. Апокрифы о Моисее и Успение Богоро- дицы // Битнер К. А., Лукинцова Л. А. (отв. ред.). Иудаика и библеистика. СПб., 2013. С. 124–138. 2 Blidstein G. J. Messiah in Rabbinic Thought // Skolnik F., BerenbaumM. (eds.). Ency- clopaedia Judaica. 2 nd ed. Detroit, N. Y., 2007. Vol. 14. P. 112–113. 3 Alexeev A. A. On Jerusalem Vestiges of the Byzantine Gospel Lectionary // Catalogue of Byzantine Manuscripts in Their Liturgical Contexts: Subsidia I. Spronk K. et al. (eds.). Turnhout, 2013. P. 173–182. 4 Мещерская Е. Н. Времена года и богородичные праздники в сирийском апокрифе «Исход Марии» // Алексеева Е. Л. (отв. ред.). Библеистика. Славистика. Русистика: К 70-летию зав. каф. библеистии проф. А. А.Алексеева. СПб., 2011. С. 168–186.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=