XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

122 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV значительной территория Нижнего Египта 1 . Теории К. Зете и В. Кайзера, чьи авторитеты в науке всегда были и остаются весьма высокими, продолжают до сего дня оказывать серьезное влияние на исследователей. Принципиально иное мнение на причину появления Белых стен высказал выдающийся отечественный востоковед Б. А. Тураев. Он писал, в частности, следующее: «Цари IV и V династий строили свои гробницы в Гизэни Абусире, близ Каира, в древности у крепости «Белая стена», из которой потом развился Мемфис; возможно, что одной из причин выбора этого места было то, что это был некрополь Илиополя, священного города бога Солнца» 2 . Как полагает в свою очередь Д. Джеффрис, возглавляющий проeкт исследованияМемфиса (Survey of Memphis, SoM), в Позднедодинастическом и Раннедодинастическом периодах территория восточного берега была более густо заселена и играла ведущую роль в урбанизации всего регионаМемфиса 3 . А если это так, то уже в додинастическое время возникают предпосылки для возвышения отнюдь не Мемфиса, а именно Гелиополя. Подчеркнем, что вывод Д. Джеффриса вполне подтверждает и зна- менитый памятник Мемфисской теологии, который недвусмысленно намекает, что столицей Египта до Мемфиса мог являться именно Гелиополь 4 . Альтернативный взгляд на причины появления Мемфиса возможен в том случае, если за исходный пункт мы будем брать не свидетельства Геродота, а Диодора Сицилийского (Diod. Sic. I, 50 (3–5)). По свидетельству историка, город построил вовсе не Мин, а Ухорей, восьмой потомок Озимандия (послед- ний отождествляется в классической традиции с Рамсесом Великим). Историк, в частности, сообщает, что после основания города многие цари оставили Фивы и переселились в Мемфис, построив там собственные дворцы. Последнее согласуется и с данными SoM, так, все обнаруженные на данный момент объ- екты in situ на территории храма храма Птаха и прилегающих к нему районов, относятся к Новому царству, преимущественно к XIX династии 5 . Таким обра- зом, согласно версии Диодора, Мемфис был намного моложе Фив. Очевидно также, что свидетельство Диодора отражает строительную активность царей именно в эпоху Нового царства. 1 Kaiser W. Zur inneren Chronologie der Naqadakultur // Archaeologia Geographica 1957. № 6. S. 69–77. 2 Тураев Б. А. Древний Египет. СПб., 2000. С. 49. 3 Jeffreys D. G. Hierakonpolis and Memphis in Predynastic Tradition // Hendrickx S., Friedman R. S., Ciałowicz K. M. and Chłodnicki M. (eds.) Egypt at Its Origins. Studies in memory of Barbara Adams. Proceedings of the international conference «Origin of the state: predynastic and early dynastic Egypt», Krak w, 28th August — 1st September 2002 (Orientalia Lovaniensia Analecta 138). Leuven, 2004. P. 837–845. 4 Junker H. Die Politische Lehre von Memphis. Berlin, 1941. S. 27–30. 5 Jeffreys D G. The Survey of Memphis I: the archaeological report. London, 1985. P. 57–60.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=