XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 125 Секция имени акад. В. В. Струве: источниковедение и историография Древнего Востока А итогом соответственно стало то, что различные k ra («народ-войско») получили копию данной надписи и должны были выразить свою лояльность новому Великому царю. Петина Е. А. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Практика гепатоскопии в Южной Месопотамии начала II тыс. до н. э.: отчеты об обследовании внутренностей животных ( têrtum ) На всем протяжении древней историиМесопотамии практика предсказаний была очень развита, являясь частью системы миропонимания населения этой территории, поскольку все люди — от царя до пастуха — были убеждены в том, что все события в жизни государства и каждого отдельного человека предопределены и происходят по воле богов. Узнать будущее и избежать оши- бочных поступков можно было с помощью разнообразных видов гаданий: по звездам, дыму, маслу, поведению животных, птиц и т.п. Самым распространенным видом получения предсказаний была гепато- скопия — изучение печени жертвенного животного (чаще всего ягненка или козленка), а также других его внутренних органов для выявления благопри- ятных или неблагоприятных предзнаменований 1 . Предсказания такого рода в целом были основаны на обнаружении наличия или отсутствия аномалий в расположении и виде внутренних органов жерт- венного животного. Если никаких изменений ни в положении самих органов внутри животного, ни в расположении и виде прожилок и сосудов на органах не наблюдалось, ответ на запрос считался благоприятным. Если же обнару- живалось хоть малейшее отклонение от нормы, оракул ( b rûm ) был обязан учесть, насколько существенным является такое отклонение и каким образом оно влияет на результат предсказания. Закончив анализировать внутренно- сти, оракул составлял отчет о совершенной процедуре с описанием органов, формулируя предсказание. Зачастую полученные в процессе обследования результаты требовали дальнейшего более подробного толкования, и в таких случаях в отчете об обследовании характер предсказания не указывался. В клинописных текстах 1‑ой половины II тыс. до н. э. из Южной Месопо- тамии для обозначения предсказания по внутренностям животного и самого процесса обследования внутренних органов, прежде всего печени, чаще всего использовался термин t rtum 2 . Начиная со II тыс. до н. э. практика составления 1 Maul S. Divination Culture and the Handling of the Future // Leick G. (ed.). The Bab- ylonian World. N. Y., London, 2007. P. 361–372. 2 Biggs R. et al. (eds.). TheAssyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago (CAD T). Chicago, 2006. P. 364.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=