XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

128 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV религиозной значимости самого этого действия, как мы можем судить по сообщениям античных авторов (Hdt. I. 134. 1; Strabo. XV. 3. 20; Xen. Anab. I. 6. 10). Античная традиция называет ритуал, совершаемый в присутствии царя во время аудиенций, словом προσκύνησις, рассматривая его в качестве действия, совершаемого по отношению либо к богам (Aeschyl. Pers. 400, Prom . 936; Soph. Phil . 533, 657, 776, 1408, El. 1374, OT . 1327, OC . 1654; fr. 738 TrGF; Aristoph. Plut . 771–773), либо же к людям — в придворном церемониале правителей Востока (Hdt. III. 86. 2; VII. 13, 3; 136. 1; VIII. 118. 4; Xen. Cyr . II. 4. 19; IV. 4. 13; V. 3. 18; VII. 5. 32; VIII. 3. 14; Plut. Them . XXVII. 3–4) 1 . Современные исследователи сводят проскинесис или к определенному виду жеста (чаще всего это поднесение своей руки ко рту, символически выража- ющее направление поцелуя с расстояния по отношению к царю 2 , или земной поклон 3 ), или же полагают, что проскинесис обозначал целый ряд жестов, не сводящихся к какому-либо конкретному 4 . Однако, рассмотрение употребления в древнегреческой литературной тради- ции глагола προσκυνεῖν и, в частности, производного от него существительного προσκύνησις, демонстрирует, во-первых, что греки не относили их к харак- теристике какого-либо конкретного жеста, а, во-вторых, употребляли их для выражения определенных чувств самого широкого диапазона по отношению как к богам, так и к людям (молитва, благословление, уважение, приветствие, подчинение). Наиболее часто выражение проскинесиса греки, конечно, видели в коленоприклонении и земных поклонах, однако, среди жестов проскинесиса поднесение руки ко рту было в числе наиболее значимых 5 . 1 LSJ , s. v. προσκυνέω: I. 1. make obeisance to the gods and their images, fall down and worship; 2. esp., of the Oriental fashion of prostrating oneself before kings and superiors; II. later 1. kiss; 2. greet; 3. welcome respectfully, respect; προσκύνησις, adoration, obeisance. 2 Scott J. A. The Gesture of Proskynesis // CJ. 1921/2. Bd. 17. P. 403–404.; Taylor L. R. The ‘Proskynesis’ and the Hellenistic Ruler Cult // JHS. 1927. Vol. 47. P. 53; Frye R. N. Gestures of Difference to Royalty in Ancient Iran // IA. 1972. Vol. 9. P. 106; Wiesehöfer J. “Denn ihr huldigt nicht einem Menschen als eurem Herrscher, sondern nur den Göttern”: Bemerkungen zur Proskynese in Iran // Religious Themes and Texts of Pre-Islamic Iran and Central Asia: Studies in Honour of Professor Gherardo Gnoli / Hg. von C. Cereti, M. Maggi, E. Provasi. Wiesbaden, 2003. S. 448; Matarese C. Sending a Kiss to the King: TheAchaemenid Proskynēsis between explanations and misunderstandings // AW. 2014. Vol. 45. P. 122. 3 Cotesta V. Kings into Gods. How Prostration Shaped Eurasian Civilizations. Leiden– Boston, 2012. 4 Bowden H. On Kissing and Making Up: Court Protocol and Historiography inAlexander the Great’s Experiment with Proskynesis // BICS. 2013. Vol. 56 (2). P. 59; Abe T. Proskynesis: From a Persian Court Protocol to a Greek Religious Practice // TEKMERIA. 2017–2018. Vol. 14. P. 4. 5 Rung E. V. The Gestures of proskynēsis in theAchaemenid Empire // Klio. 2020. Bd. 102 (2). P. 405–444.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=