XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 133 Секция имени акад. В. В. Струве: источниковедение и историография Древнего Востока Сологубова М. В. (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Образ богини-жены, богини-сестры и богини-дочери на старовавилонской печати ДВ-6450 из Государственного Эрмитажа: к вопросу о функциональности печатей жриц- надиту Глиптика старовавилонского периода — один из важнейших памятни- ков, отражающих визуализацию представлений о божественном пантеоне того времени. На многочисленных печатях присутствуют изображения антропоморфных фигур, которых принято отождествлять с божествами вавилонского пантеона. Для каждого из них характерна определенная ико- нография. Подчас не только атрибут божества, его поза и костюм, но само расположение фигуры в поле изображения помогают распознать конкретного бога или богиню. Вавилонское общество II тыс. до н. э. было традиционно патриархальным. Божественное сообщество также не отличалось от земного, и богиня чаще всего помогала своему божественному супругу исполнять предопределенные ему обязанности. Из обширного корпуса литургических текстов нам известно о месте богини в культе ее мужа. Адорант мог обращаться к богине с просьбой передать молитву своему супругу, а также проследить за тем, чтобы его просьба была исполнена. Подобная схема могла быть отражена в изобра- жениях на печатях. В Государственном Эрмитаже хранится старовавилонская печать ДВ-6450 с нестандартным изображением. На ней представлены пять богинь, при этом на первый взгляд не ясно, кто из них является центральным персонажем. В стандартной для старовавилонской глиптики сцене главное божество, чаще мужского пола, изображалось справа, левее присутствовали второстепенные божества-покровители и люди-адоранты. Богиня на печати изображалась либо в качестве одного из божеств-покровителей, либо стояла рядом со своим супругом, который занимал в сцене позицию главного божества. На печати ДВ-6450 единственной мужской фигурой является «обнаженный герой» лахму , держащий в руках жертвенного козленка. Роль этого персонажа в данной сцене также нуждается в пояснении. При всей унификации облика каждой из богинь они имеют небольшие различия: поза, костюм, головной убор и прическа, а также немногочисленные атрибуты (жезл, животное). Тщательность и детализация проработки изображения каждого из персонажей свидетельствует о происхождении печати из мастерских Сиппара. Надпись на печати отсутствует. Понять, кто эти богини, можно проанализировав ико- нографию каждой из них, а также обратившись за аналогиями к коллекциям других музеев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=