XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 195 Литература стран Азии и Африки Описание полуразрушенной хижины, в которой живут жена кавказца и его дети, и их нищенского образа жизни выполнено с точностью, характерной для эстетики реализма. В то же время, душевное состояние одинокой героини, которой в пре- дсмертной агонии мерещатся то чудовище, то призрак мужа, то ангел смерти, а также поток ее сознания помещает произведение в контекст иных литературных направлений. Рудименты романтического образного языка, характерного для более ранних поэм Нима Юшиджа «Повесть о поблекшем» (1921) и «Афсане» (1922), соседствуют с модернистскими устремлениями поэта, воплотившимися в его более поздних стихотворениях (например, в «Эй, люди!», 1941). Черты разных литературных стратегий внутри одного произведения становятся еще одним свидетельством «ускоренного развития» «новой поэзии» в Иране. Содержание поэмы вложено в модицифированную форму маснави . Парная рифмовка (ааbbcc) оказывается единственной чертой, которая осталась от клас- сического маснави , а строфическая организация выходит за рамки бейтовой структуры, как это было и в «Афсане»: перед нами теперь шестистрочник, в котором две последние мисра ‘ —короткие, выделены графическим отступом и имеют собственную рифмовку. В них часто приводится синтез смыслов четы- рех предшествующих строк. При этом от новой формы неотделимы и «рваный» синтаксис, отражающий разговорную интонацию, и элементы разговорного языка (например, различные междометия и восклицания), нагнетающие эмо- циональную напряженность текста. Кукушкина Е. С. (ИСАА МГУ, Москва) Роль вокально-танцевального компонента в истории малайской драматургии Возникновению малайского театра современного типа предшествовало бытование народных представлений, а затем— городских зрелищ переходного типа. В обоих случаях значительная роль принадлежала вокально-музыкаль- ному и хореографическому компоненту. Многочисленные народные зрелища малайцев сочетали ритуальные дей- ствия, танец, музыкальное и вокальное сопровождение, а также актерскую импровизацию на известный сюжет, в виде стилизованного распеваемого текста и разговорных диалогов 1 . Переходные зрелищные формы предваряли возникновение современного театра. Имея коммерческий характер, они широко использовали музыку, вокал и танец для привлечения зрителя. 1 О малайских народных представлениях см.: Yousuf, Gh.-S. Dictionary of Traditional Southeast Asian Theatre. Kuala Lumpur, 1994.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=