XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

196 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVI Наиболее популярным видом театра переходного типа был бангсаван 1 , родившийся в последней трети XIX в. под воздействием индийского театра парсов и объединивший черты традиционного театра с новациями. Как в народ- ных зрелищах, актеры импровизировали на известный сюжет. Композицию составляли стандартные сцены, а система персонажей включала стереотипных героев. Но бангсаван активно осваивал более современные сюжеты, и ради коммерческого успеха вводил в представления множество песен и танцев. Каждому типу сцен соответствовала определенная мелодия, которая играла маркирующую роль: по песне и музыке зритель определял тип сцены. Нередко диалоги велись в виде пения; многие сцены сопровождались танцами. Песни и танцы не только вводились в сюжет, но исполнялось в антрактах в качестве интермедий. Бангсаван сильно повлиял на развитие малайской драматургии, возник- шей в начале 1950-х гг. Ранние пьесы могли наследовать от него разбивку на многочисленные действия, стандартный набор персонажей и сцен. Многие из этих произведений созданы на сюжеты бангсавана , и в них сохраняла значение вокально-танцевальная составляющая. Фатима Абдул Вахаб, ШахаромХусейн, КаламХамиди вводили в пьесы сте- реотипные эпизоды с типичными для них музыкальными номерами . В других случаях песенные и танцевальные вставки в их произведениях были слабо связаны с развитием сюжета и больше напоминали интермедии бангсавана , которые не имели отношения к содержанию постановки 2 . В 1960-е гг. вокально-хореографический компонент отошел на второй план под влиянием реалистического метода. Однако позднее, с подъемом постреа- листического театра песня и танец вновь стали важнейшим художественным элементом драматургии Малайзии. Если в ранних пьесах присутствие песни и танца были рудиментом тра- диции, то теперь авторы (Нурдин Хассан, Съед Алви, Хатта Азад Хан) обра- щались к наследию прошлого осознанно и целенаправленно. Песня и танец стали органично вписываться в ход действия и больше не служили маркерами сцен. Вместо традиционной символики в них присутствовали индивидуальная авторская мысль и образность 3 . 1 О поэтике и истории театра бангсаван см.: Bujang, R. Perkembangan Drama Bang- sawan. Kuala Lumpur, 2016; Tan S. B. Bangsawan. ASocial and Stylistic History of Popular Malay Opera. Singapore, 1993. 2 Тексты рассматриваемых пьес включены в издания: Abdul Wahab, F. T. Megat Terawis. London, 1951; Hamidi, K. Pegangan Pementasan Drama. Bangi, 2003; Husain, Sh. Drama-Drama. Kuala Lumpur, 1991. 3 Тексты рассматриваемых пьес включены в издания: Alwi, Syed. Tok Perak. Shah Alam, 1995; Hassan, N. Peran. Kuala Lumpur, 1997

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=