XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

210 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVI фических черт в текст поэмы — с другой. Известно, что после Низами сюжет обрабатывался неоднократно, причем не только в персидской, но и в других литературах Среднего Востока, Средней и Центральной Азии, Кавказа и Севе- ро-западной Индии. Хождение имели и устные версии этой популярной исто- рии любви. Скорее всего, поэт получил доступ именно к местным вариантам предания о Маджнуне и Лейли, носителями которой в Азербайджане могли быть курды. На это указывает начало поэмы, где говорится о месте рождения героев-влюбленных. В данной работе основное внимание будет уделено не самой истории, и даже не разным вариантам изложения известного сюжета, а тем устой- чивым сюжетным структурам и мотивам, которые были общими для всех образцов жанра любовно-романической поэмы, и которые актуализированы в произведении Хлебникова. Так что основной вопрос будет таким: что же осталось в поэме «Медлум и Лейли» от вечного сюжета и как мы можем интерпретировать роль этих компонентов в истории, рассказанной русским поэтом в начале XX века? Предвосхищая анализ художественной ткани поэмы в сопоставлении в устойчивыми жанровыми компонентами средневекового любовно-романического эпоса, хочется отметить, что русский поэт подпал под обаяние старого восточного предания. При всей экстравагантности словесной формы, которую авангардист Хлебников придал ее изложению, он сохранил дух средневековых поэм о вечной и бессмертной любви. Среди постоянных слагаемых любовно-романической поэмы в центре внимания будут те, которые легко вычленяются в тексте поэмы «Медлум и Лейли»: 1) ссылка на предание при выборе сюжета; 2) любовь-страдание как клю- чевая тема истории; 3) вражда семей как основная причина конфликта; 4) безгрешность любви, непорочность героев; 5) вечность любви — «любовь побеждает смерть». Репенкова М. М. (ИСАА МГУ, Москва) Художественная структура романа Хакана Гюндая «Кинйас и Кайра» (2000) Дебютный роман начинающего турецкого писателя Х. Гюндая (род.1976) «Кинрос и Кайра» (Kinros ve Kayra, 2000), вызвавший положительные отклики национальной критики, заложил основы многих художественных начинаний, которые впоследствии были развиты в романистике данного автора. Компози- ционно роман, представляющий собой дневниковые записи двух героев, распа- дается на три части. В первой части «Кинйас, Кайра и жизнь» о своей жизни по очереди пишут два главных героя 29-летние Кинйас и Кайра — убийцы, зани-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=