XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

220 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVI открывает бордель, замаскированный под ресторан «Хобби». Похищенные бандитами девушки работают на неe. Используются клишированные описания и устойчивые метафоры, характерные для низких жанров криминальной новеллы: Мира — королева в этом бандитском мире; она восседает на своем «львином престоле» ( korsi singgasana ). Троп классической/традиционной литературы теряет статус при транспозиции в низкий жанр. Атмосферу «бандитской романтики» дополняют штампованные описания, например, «роковой ночи»: «Еe Величество Луна украсила лазурный небосвод своим роскошеством. Желтый словно золото лунный свет освещал все вокруг, добавляя красоты пейзажу. Звезды мерцали россыпью алмазов». Сюжет строится на частной истории падения порядочной девушки Тьен, которую нашел в борделе Миры Дибьйо, еe любовник, искавший Тьен «от Восточной Явы до Западной». Мира влюбляется в Дибьйо и ревнует его к Тьен. Дибьйо доложил полиции о том, о чeм не печатают в прессе: массовые похи- щения девушек в Джакарте. Сообщает, что его невеста в плену, и инспектор обещает помощь. В финале криминальной новеллы вмешивается божественное провидение — «кажется, Господь воздал за грехи» ( rupanya pembalasan Tuhan pun tiba ) — Мира случайно выпала из окна. Противопоставлены два архетипических женских образа: femme fatale (Мира) и «дева в беде» (Тьен). Сохраняется устойчивость акцента на пороч- ности Миры, но вместо европейского тропа «женщина-вамп» (редукция образа вампира), индонезийский автор замещает его более знакомым для региона образом тигра. «Ночная тигрица» Мира — воплощение сил хаоса, представленного в виде еe криминального круга. «Ресторан „Хобби“ — это работа развратников, которые потакают своим страстям ( hawa nafsu ) в этом заведении». Часто встречающаяся лексема nafsu («страсть») аккумулирует «звериное» начало в Мире. Уничтожение однозначно отрицательного образа «тигрицы» в финале синонимично характерной для «бульварной» литературы прямолинейной морали в конце о том, как зло обязательно будет наказано Все- вышним. Погибшая в криминальных разборках Мира из хищницы становится жертвой, что также характерно для архетипа femme fatale . Хана Яфиа Юсиф Джамиль (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Современные иракские поверья и приметы Попытки человека объяснить явления окружающего мира, а также каким- либо образом повлиять на них стали причиной появления различных поверий и примет. Как отмечает С. А. Токарев, вера в приметы представляет собой один из древнейших компонентов календарной обрядности, которая универсальна

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=