XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

222 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVI Хронопуло Л. Ю. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Декаданс в японской литературе ХХ в. После Второй мировой войны японская литература продолжала развиваться в новых условиях. Идеи пессимизма, самоотчуждения и утраты идеалов обрели широкое распространение, найдя отражение в «литературе плоти», или «физи- ологической литературе» ( никутай бунгаку ), изображающей психические ано- малии, тeмные стороны человеческой натуры. После поражения Японии в войне творческая интеллигенция была погружена в ощущение тоски, потерянности, рухнувшего мира. Идеи экзистенциализма заставили японских писателей уделить особое внимание художественному исследованию трагического миро- ощущения личности в обществе отчуждения и самоизоляции индивида, что нашло проявление в творчестве представителей «Неоразвлекательной группы» ( Син-гэсаку-ха , 1946). Это была литература отчаяния, нигилизма, разочарования, катастрофической бессмысленности жизни, когда мир представляется хаосом, где царит безумие. Участниками этого литературного объединения являлись Дадзай Осаму, Сакагути Анго, Ода Сакуноскэ, в произведениях которых за внешним сарказмом, иронией, парадоксальностью изложения скрываются духовная опустошенность, безысходность. И хотя формально это литературное объединение не являлось литературной школой, подобно модернизму, за ним закрепилось ещe одно наименование — «Декадентская группа» ( Бурай-ха ). В творчестве Дадзай Осаму (псевдоним, наст. имя Цусима Сюдзи, 1909–1948) японская молодежь находила образ своей юности, загубленной войной. Рассказ «Гуд бай», последняя рукопись писателя, остался незаконченным; он был обна- ружен после самоубийства Дадзай Осаму на его письменном столе. Как и повесть «Исповедь „неполноценного“ человека», рассказ «Гуд бай» был написан в самый тяжeлый период депрессии автора; его самоубийству также предшествовала обо- стрившаяся болезнь легких, ощущение опустошeнностиинеотвратимого угасания, упадка. Главный герой рассказа посещает всех своих любовниц, прощаясь с ними и освобождая их от отношений с собой; для пущей убедительности он нанимает хоть и вульгарную, грубую, но необыкновенно красивуюженщину, которуюпред- ставляет им своей супругой. Так символически самписатель, перегорев, прощался со своими былыми увлечениями, с надеждами, со страстью к жизни, и готовился к расставанию со всем, что когда-то любил, но что теперь лишь тяготило его. Ода Сакуноскэ (1913–1947) в своих произведениях показал процветание зла и порока, крах нравственных начал, нездоровую психику людей послево- енного времени, которыми руководит случай. Именно вероятность случайного стала ведущей концепцией его творчества, в котором писатель раскрывает «господство плоти» 1 . 1 Подробнее о жизнетворчестве Ода Сакуноскэ см.: Бреславец Т. И. Литература модернизма в Японии. Владивосток: Дальнаука, 2007. С. 110–111.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=