XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 223 Литература стран Азии и Африки Сакагути Анго (псевдоним, наст. имя Сакагути Хэйго, 1906–1955) в своих произведениях поднимал актуальные проблемы современности, демонстрируя конфронтацию с обществом и государством. Герой знаменитого рассказа Сака- гути Анго «Безумие» — молодой человек, который в годы войны завязывает отношения с психически больной женщиной; вместе с ней он скрывается от бомбардировок и находит утешение в плотской любви. Воплощeнные в этом рассказе идеи писатель изложил в статье «О нравственном падении», ставшей его послевоенным манифестом. Сакагути бросает вызов шовинистической идеологии военных лет, призывавшей подавлять плотское начало в человеке и возвеличивать дух. Значительным произведением писателя стал рассказ «Под сенью цветущей сакуры», опубликованный в 1947 году. Он представляет собой гротескную пародию на традиционные японские легенды; в этом про- изведении писатель через мифологическое начало метафорически изображает человеческое падение. Подобно модернисту и первому декаденту Танидзаки Дзюнъитиро, Сакагути Анго в рассказе «Под сенью цветущей сакуры» пока- зывает тeмную, порочную сторону женской натуры и безвольность мужчины, в данном случае разбойника, готового подчиниться власти демонической женщины, ещe более развращeнной и порочной, чем он сам. Цветкова С. О. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Стилистическая роль эпитета в средневековой поэзии кришнаитского бхакти Авторские поэтические произведения, которые объединяются в североин- дийскую традицию лирики кришнаитского бхакти XVI‒XVII вв., —достаточно разнородны как по своему языку, так и по стилю и, отчасти, по их функции в культовой практике бхактов. Так, язык песенных текстов раджпутской княжны Миры Баи (1499‒1547) — это так называемый «старый раджастхани» (мар- вари) со значительной примесью браджа. Стиль ее бхаджанов (лирических песнопений-славословий или исповеданий чувств, обращенных к возлюблен- ному Кришне) очень близок к фольклорной песенной лирике и воспроизводит многие ее черты, в первую очередь — формульность. Поэты кришнаитской общины Валлабхачарьи, такие, как Сурдас (1483‒1563), в большинстве своем более образованные и знакомые с санскритской литературной традицией, создавали свои произведения на смешанном литературном языке своей эпохи (в основе — брадже) и в большей степени следовали стилю санскритской классической лирики. В то же время, Сурдас в своей прославленной поэме «Сурсагар» («Океан [поэзии] Сурдаса») нередко прибегает к стилизации под живую простонародную речь в монологах-славословиях, эмоциональных

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=